Проверяемый текст
Бударин, Глеб Юрьевич; Медицина как социальный контроль (Диссертация 2005)
[стр. 23]

заметил Элиот Фрейдсон, самый влиятельный критик Парсонса общество часто действительно заставляет больных отвечать за их болезни.
К тому же больные люди не всегда имеют вескую причину для воздержания от своих социальных обязанностей.
Конечно, никто не ждет от больных с последней стадией рака, что они будут продолжать работать, но как насчет людей, больных артритом, или тех самых заклейменных симулянтов, или ипохондриков, ведь они не могут обрести диагноз после месяцев болей, которые ещё больше увеличиваются после визитов к врачу и т.д.? Модель Парсонса не может выявить того, что общественные принципы утверждения роли больного
зависят от того, как серьёзно общество относиться к болезни, что в свою очередь, зависит не только от« биологических факторов, но также и от социального положения.
К примеру,
фабричные рабочие, не принадлежащие к профсоюзам, реже берут отгулы при недомоганиях, чем рабочие с зарплатой.
Другие аспекты модели роли больных также проблематичны.
Утверждение о том, что человек должен стараться выздороветь, не учитывает факт наличия хронических или не поддающихся лечению заболеваний.
Точно так же предположение, что больные люди будут обращаться за врачебным советом и следовать ему, игнорирует тот факт, что существует множество людей, не имеющих доступ к медицинскому обслуживанию.
К тому же, оно не рассматривает людей, страдающих хроническими заболеваниями и не обращающихся за квалифицированной помощью, рассчитывая на свой приобретенный опыт.
Наконец, концепция роли больных не считается с тем, как пол, национальность, возраст и социальное положение влияет на отношение к болезням и больным людям.
Например, женщинам более свойственно обращаться за медицинскими услугами при болезнях, чем мужчинам, и реже вызывать всерьёз опасения у врачей.
В целом модель роли больных основана на ряде предположений о природе общества и природе заболевания.
Модель роли больных фокусируется на взаимодействии между больным человеком и
[стр. 92]

Однако, существуют серьезные возражения против абсолютизации концепции «роли больного».
В то время как функционалисты видят общество как гармоничное целое, которое держится вместе в основном за счет социализации, взаимного согласия и взаимных интересов, большинство последних социологических работ о болезнях, придерживаются противоположной точки зрения и настаивают на том, что общество держится на силе и принуждении, так как преобладающие группы навязывают свою волю остальным.
Впоследствии, пока функционалисты расценивают отклонение как дисфункциональный элемент, находящийся под контролем, другие исследователи рассматривают отклонение как необходимую силу для социальных изменений, а также как сознательное или бессознательное выражение тех людей, которые отказываются подчиниться подавляющему их обществу.
Таким образом, они делают акцент на необходимости изучать исполнителен социального контроля, равно как и тех, кто отклоняется от норм Эта точка зрения помогла социологам выявить слабости в каждом из четырех элементов модели роли больных людей.
Эта модель провозглашает, что больные люди не несут ответственности за свои болезни.
Однако, как заметил Элиот Фрейдсон, самый влиятельный критик Парсонса общество часто действительно заставляет больных отвечать за их болезни.
К тому же больные люди не всегда имеют вескую причину для воздержания от своих социальных обязанностей.
Конечно, никто не ждет от больных с последней стадией рака, что они будут продолжать работать, но как насчет людей, больных артритом, или тех самых заклейменных симулянтов, или ипохондриков, ведь они не могут обрести диагноз после месяцев болей, которые ещё больше увеличиваются после визитов к врачу и т.д.? Модель Парсонса не может выявить того, что общественные принципы утверждения роли больного
зависит от того, как серьёзно общество относиться к болезни, что в свою очередь, зависит не только от биологических факторов, но также и от социального положения.
К примеру,


[стр.,93]

фабричные рабочие, не принадлежащие к профсоюзам, реже берут отгулыф при недомоганиях, чем рабочие с зарплатой.
Другие аспекты модели роли больных также проблематичны.
Утверждение о том, что человек должен стараться выздороветь, не учитывает факт наличия хронических или не поддающихся лечению заболеваний.
Точно так же предположение, что больные люди будут обращаться за врачебным советом и следовать ему, игнорирует тот факт, что существует множество людей, не имеющих доступ к медицинскому обслуживанию.
К тому же, оно не рассматривает людей, страдающих хроническими заболеваниями и не обращающихся за квалифицированной помощью, рассчитывая на свой приобретенный опыт.
Наконец, концепция роли больных не считается с тем, как пол, национальность, возраст и социальное положение влияет на отношение к болезням и больным людям.
Например, женщинам более свойственно обращаться за медицинскими услугами при болезнях, чем мужчинам, и реже вызывать всерьёз опасения у врачей.
В целом модель роли больных основана на ряде предположений о природе общества и природе заболевания.
Модель роли больных фокусируется на взаимодействии между больным человеком и
преобладающей системой здравоохранения.
Сейчас взаимодействие с миром медицины представляет из себя только маленькую часть опыта жизни с болезнями и беспомощностью, по этим причинам исследования роли больных практически прекратились.
В период с 1970 до 1979 годов «Sociological Abstracts» опубликовали 71 статью по этой проблеме, а с 1990 по несмотря 1990-х было написано гораздо больше работ.

[Back]