Проверяемый текст
Румянцева Нина Юрьевна. Педагогические условия включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (Диссертация 2007)
[стр. 27]

27 Исследовательская деятельность и ученого, и школьника направлена на прирост нового знания.
При этом оно само может быть либо абсолютно новым или оно может быть только новым аспектом рассмотрения точки зрения, известного факта в данном контексте, оно может быть новой систематизацией, классификацией уже известного.
Вместе с тем необходимо делать акцент на самом процессе исследования, в ходе и результате которого учащийся ищет и находит ранее неизвестные ему свойства и отношения познаваемого объекта.
По мнению В.В Давыдова, учебные действия, направленные на усвоение теоретических
понятий, должны быть сходными с исследовательскими, поисковыми, но не тождественны им: «Если ученый проводит исследование с целью получить данные для соответствующего изложения, которого у него еще нет, то учащиеся находятся совсем в иной ситуации.
Благодаря уже ранее проведенной научной работе они имеют перед собой полное и совершенное изложение «действительного движения» материала...
Именно оно диктует само содержание и порядок выделения тех элементов, условия прохождения которых учащиеся должны установить посредством определенных видов деятельности.
Выполнение этой деятельности не подлинное исследование, а его своеобразная учебная модель («квазиисследование»)»
[63, С.
369].
Исследовательская деятельность, которая по мнению В.И.
Слободчикова осуществляется «...в виде экспериментальных проб, целеориентированного поиска, не жёстко структурированного обследования» составляет основное содержание исследовательской работы школьников [187, С.
18].
В диалектическо-материалистическом понимании деятельности (хотя существуют и другие ее интерпретации, например, субъ
[стр. 19]

19 Кларина, М.
И.
Махмутова и других.
В частности, они отмечают, что единство состоит в том, что в основе научного и учебного исследования лежит исследовательский принцип, выражающий закономерности умственного поиска в проблемной ситуации [10; 24; 38; 55; 59; 69].
Исследования А.В.
Брушлинского, О.К.
Тихомирова и других доказывают, что мышление это всегда искание и открытие существенно нового.
Открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида.
Например, то новое, что начинают понимать дети, представляет собой нечто новое в первую очередь именно для них.
Когда ученый делает крупное открытие, то оно является тоже новым по отношению к предыдущим стадиям его мышления и вообще всей его творческой жизни, т.
е.
оно также соотносительно прежде всего с его предшествующим жизненным опытом.
В этом состоит принципиально существенная общность между мышлением ученого и ребенка [26; 162].
Исследовательская деятельность и ученого, и ребенка направлена на прирост нового знания.
Подчеркнем, что оно само может быть либо абсолютно новым или оно может быть только новым аспектом рассмотрения точки зрения, известного факта в данном контексте, оно может быть новой систематизацией, классификацией уже известного.
Как подчеркивает Б.А.
Викол, «Среди новых знаний следует различать а) принципиально новые знания, которые характеризуют научную исследовательскую деятельность и б) субъективно новые знания (знания, являющиеся новыми для данного субъекта), которые характеризуют учебную исследовательскую деятельность» [32, 8].
С точки зрения педагогики, важен акцент в первую очередь на самом процессе исследования, в ходе и результате которого ребенок ищет и находит ранее неизвестные ему свойства и отношения познаваемого объекта.
По мнению В.В.Давыдова, учебные действия, направленные на усвоение теоретиче


[стр.,20]

20 ских понятий, должны быть сходными с исследовательскими, поисковыми, но не тождественны им: «Если ученый проводит исследование с целью получить данные для соответствующего изложения, которого у него еще нет, то учащиеся находятся совсем в иной ситуации.
Благодаря уже ранее проведенной научной работе они имеют перед собой полное и совершенное изложение «действительного движения» материала...
Именно оно диктует само содержание и порядок выделения тех элементов, условия прохождения которых учащиеся должны установить посредством определенных видов деятельности.
Выполнение этой деятельности не подлинное исследование, а его своеобразная учебная модель ("квазиисследование")»
[47,369].
Таким образом, можно сделать некоторые выводы по поставленному вопросу: ребенок в процессе исследования открывает нечто новое лишь для себя, а ученый не только для себя, но и для всего человечества; открытие новых истин ребенка и ученого соотносительно с предыдущим жизненным опытом; перед ребенком и ученым в процессе исследовательской деятельности стоит одна цель сокращение неизвестного.
Определение специфики учебно-исследовательской деятельности предполагает рассмотрение сущностных характеристик, свойственных деятельности как общему феномену (мотивированность, осознанность, активность), а также ее структурных компонентов.
Мотивация учебно-исследовательской деятельности понимается как источник активности и одновременно как система побудителей этой деятельности.
Эта движущая сила на разных уровнях имеет разное название любознательность, познавательный интерес, жажда знаний, страсть и т.д.
Этот вопрос в контексте обсуждаемой проблемы представляет собой прежде всего проблему взаимосвязи познавательных мотивов, зависимости познавательного интереса от структуры учебно-познавательного процесса, влияния познавательной мотивации на психологическую готовность учащихся к преодолению познавательных сложностей, которая служит внутренним

[Back]