Проверяемый текст
Самойленко, Владимир Анатольевич; Социальная функция современного российского государства (Диссертация 2006)
[стр. 35]

11о мнению H .A Jfy кашспой, понятие социальной государственности возникло на рубеже X IX -X X вв.
в рамках проблемы взаимодействия государства и человека на стадии индустриального общества.
К этому моменту утвердившиеся принципы классического либерализма,
cyщccтвoвaвJaиe под лозунгом «свобода от всего», потребовали переосмысления, ТЗ обществе увеличились как разрыв между социальными слоями, так и степень индивидуализации людей, что вызвало различные социальные деформации.
Вследствие этого назрела острая потребность в поиске механизма, с
помошью которого государство могло бы воздействовать на социальные катаклизмы.
Так родилось новое понимание свободы, подразумевающее «обязанность государства обеспечивать социально ори
сиги рованную политику»1^ .
Такая полигиха предполагает создание эффективного механизма государственного воздействия на социальные, экономические и политические процессы, снижение значимости индивидуализма, приверженность принципам социальной справедливости, обеспечение социальных, экономических и культурных нрав граждан.
Зарождению идеи социального
государства предшествовало создание реальной экономической базы, которая позволила бы материально подкрепить продекларированные социальные гарантии.
Параллельно под.
лозунгом «идеи
коллективизма, социального государства, государственного урстулирования» шло закрепление и конституциях многих стран социальноэкономических прав.
Толчком к разработке концепции социальной государственности послужила и полемика по вопросам свободы индивида.
Истории правовых
11 политических учений известны и сторонники, и противники концепции социального правового государства, а вопрос о сущности данного института по сей день остается дискуссионным.
Таким образом, исходиым критерием выделения социального государства стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.
61Общая теория йрлд человека /1 1одред.
Е.Л.
Лухашевой.
М., 1996.
С.
9Я99.
35
[стр. 18]

М.И.Свешников указывал, что если «государе! шения предпринимателей и рабочих, старается ограничить число рабочих часов, установить известное условие работы малолетних и женщин.., все эти меры не имеют никакого отношения ограничивающего свободу труда».20 Именно в этот период В.С.Соловьев и П.И.Новгородцев предложили идею достойного человеческого существования.
В это же время получили свое распространение идеи марксизма о революционном преобразовании общества с целью построения государства, способного создать общество благоденствия и в последствии отмереть.
Дискуссии о возможности и целесообразности построения правового социального государства ведутся и по сей день.
По мнению Е.А.Лукашевой, понятие социальной государственности возникло на рубеже XIX-XX веков в рамках проблемы взаимодействия государства и человека на стадии индустриального общества.21 К этому моменту утвердившиеся принципы классического либерализма, существовавшие под лозунгом «свобода от всего» потребовали переосмысления.
В обществе увеличились как разрыв между социальными слоями, так и степень индивидуализации людей, что вызвало различные социальные деформации.
Вследствие этого назрела острая потребность в поиске механизма, с
помощью которого государство могло бы воздействовать на социальные катаклизмы.
Так родилось новое понимание свободы, подразумевающее «обязанность государства обеспечивать социально ориентированную
политику».22 Такая политика предполагает создание эффективного механизма государственного воздействия на социальные, экономические и политические процессы, снижение значимости уализма принципам социальной справедливости, обеспечение социальных, экономических и культурных прав граждан.
Зарождению идеи социального
предшествовало создание реальной экономической базы, которая позволила бы материально подкрепить продекларированные социальные гарантии.
Параллельно под лозунгом «и
20 Свешников М И Очерк общей теории государственного права СПб, 1896 С43 21 Общая теория прав человека/Под ред ЕА Лукашевой М, 1996 С 98-99 22 Там же 18

[стр.,19]

коллективизма, социального государства, государственного урегулирования» шло закрепление в конституциях многих стран социально-экономических прав.23 Толчком к разработке концепции социальной государственности послужила и полемика по вопросам свободы индивида.
Истории правовых
и политических учении известны и сторонники и противники концепции социального правового государства и вопрос о сущности данного института по сеи день остается дискуссионным.
В указанном выше определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству как к арене классовой борьбы.24 В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), признается доминанта дихотомии «личность-государство» взамен прежней «государство-общество», а главной целью государства становится экономический и социальный прогресс.
Такое понимание социального государства в дальнейшем поддержали Ю.Офнер, Ф.Науманн, А.Вагнер и др.
еления социального ства стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.
Отметим, что признание равенства всех без исключения граждан явилось следствием не только и не столько распространения идей эгалитаризма, сколько изменения роли отдельного человека, личности на производстве, в обществе и окружающей его социальной среде.
Как отмечает Л.П.
Буева, социальная среда это прежде всего люди, объединенные в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических общественных отношения, в сложной и разнообразной системе общения.
Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает» соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и 23 Чиркин В Е Общечеловеческие ценности, философия права и позитивное право // Право и политика 2000 №8 С 7 24 См Абдулаев М И , Комаров С.А Проблемы теории государства и права / Учебник СПб ' Питер, 2003 С 52-54.
19

[Back]