Проверяемый текст
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. Под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ,2000.
[стр. 108]

108 106 есть решающие события культурной борьбы за новое общество, результаты которой предопределят судьбу символически опосредованных конфликтов, которые разразятся в новой исторической среде.
Кто взаимодействует и кто включен во взаимодействие в новой
системе, используя терминологию, значение которой я предложил выше, и определит в основном систему господства и процессы освобождения в информациональном обществе Включение большинства культурных выражений в интегрированную коммуникационную систему, коренящуюся в цифровом электронном производстве, распределении и обмене сигналов, имеет важные последствия для социальных форм и процессов.
С одной стороны, оно значительно ослабляет символическую власть традиционных отправителей сообщений, внешних по отношению к системе; власть, передаваемую через исторически закодированные социальные привычки: религию, мораль, авторитет, традиционные ценности, политическую идеологию.
Они не то чтобы исчезают, но слабеют, если не кодируют себя вновь»в новой системе, где их власть умножается электронной материализацией духовно передаваемых привычек: электронные проповеди и интерактивные фундаменталистские сети есть более эффективная, более "въедливая"* форма индоктринации в наших обществах, чем воздействие отдаленного харизматического авторитета при личных контактах.
Однако, допустив земное сосуществование трансцендентальных проповедей, порнографии по заказу, "мыльных опер" и чат-линий, высшие духовные власти еще завоевывают души, но теряют свой общечеловеческий статус.
За этим следует конечный этап секуляризации общества, даже если он иногда принимает парадоксальную форму видимого потребления религии под любыми вероисповедными и торговыми марками.
Общества окончательно и воистину разочарованы, поскольку все чудеса
-опИпе, и их можно соединять в самостоятельно построенные образные 107 миры С другой стороны, новая коммуникационная система радикально трансформирует пространство и время, фундаментальные измерения человеческой 106 Козлов Б.И.
Современная техника в поисках оснований постиндустриального развития.
// Высокие технологии и современная цивилизация.
М., 1999.
С 41-57.
107 Кастельс М.
Информационная эпоха: экономика, общество, культура.
М.:ГУ ВШЭ, 2000.
[стр. 306]

В американской президентской кампании 1992 г.
тогдашний вице-президент Дэн Квэйл хотел занять позицию защиты традиционных семейных ценностей.
Вооружившись своими моральными убеждениями, он инициировал необычную дискуссию с Мерфи Браун.
Мерфи Браун, которую играла прекрасная актриса Кэндис Берген, была главной героиней популярной телевизионной "мыльной оперы" и олицетворяла ценности и проблемы женщины нового типа: одинокой работающей специалистки со своими собственными критериями поведения в жизни.
Во время президентской кампании Мерфи Браун (не Кэндис Берген) решила завести внебрачного ребенка.
Вице-президент Квэйл поспешил осудить ее поведение, как неподобающее, вызвав бурю возмущения, особенно среди работающих женщин.
Мерфи Браун (не просто Кэндис Берген) ему отплатила: в следующем эпизоде она появилась перед телевизором, наблюдая телевизионное интервью, в котором вице-президент Квэйл критиковал ее, и высказалась, резко осуждая вмешательство политиков в личную жизнь женщин и защищая свое право на новую мораль.
Вследствие этого сериал "Мерфи Браун" расширил свою аудиторию, а устаревший консерватизм Дэна Квэйла способствовал поражению президента Буша на выборах.
Оба события были реальными и в некоторой степени социально важными.
Однако новый текст реального и выдуманного составлялся через диалог.
Непрошенное вмешательство выдуманного мира Мерфи Браун в реальную президентскую кампанию вызвало в умах зрителей превращение Квэйла (или, скорее, его реального телевизионного имиджа) в персонаж из выдуманной жизни Мерфи Браун: супертекст был сделан путем смешивания в одном и том же дискурсе страстно утверждаемых сообщений, исходящих из обоих уровней опыта.
В этом случае виртуальность (означающая, что Мерфи Браун была на практике тем, чем были многие женщины, хотя никто из них не выступал под этим именем) стала реальной в том смысле, что она практически оказала значительное влияние на процесс выборов наиболее могущественного политика на земле.
Разумеется, пример этот крайний и необычный, но я верю, что он иллюстрирует мой анализ, снижая неясность его абстрактности.
В надежде, что это так, позвольте мне кое-что уточнить.
Что характеризует новую систему коммуникаций, основанную на цифровой, сетевой интеграции множества видов коммуникации, это ее включение и охват ею всех проявлений культуры.
Благодаря ее существованию, все виды сообщений в обществе нового типа работают в бинарном режиме: присутствие или отсутствие в коммуникационной мультимедиасистеме.
Только присутствие в этой интегрированной системе позволяет передать и социализовать сообщение.
Все прочие сообщения сведены к индивидуальному воображению или ко все более маргинализующимся субкультурам, где господствуют личные контакты.
С точки зрения общества, коммуникация на электронной основе (типографская, аудиовизуальная или компьютерная) и есть коммуникация.
Однако из этого не следует, что идет процесс гомогенизации проявлений культуры и полное господство над кодами со стороны нескольких отправителей, занимающих центральное положение.
Именно из-за диверсифицированности, мультимодальности и неустойчивости новой ком муникационной системы она способна охватывать и интегрировать все формы выражения, так же как и разнообразие интересов, ценностей и воображения, включая и выражение социальных конфликтов.
Но цена включения в систему это адаптация к ее логике, к ее языку, к ее точкам входа, к ее кодированию и декодированию.
Вот почему для различных видов социальных эффектов критически важно, чтобы развивалась многоузловая, горизонтальная сеть коммуникаций типа Интернета вместо мультимедиасистемы с центральной диспетчерской, как в конфигурации "видео по заказу".
Возведение барьеров на пути входа в эту коммуникационную систему и создание паролей для циркуляции и распространения сообщений через систему есть решающие события культурной борьбы за новое общество, результаты которой предопределят судьбу символически опосредованных конфликтов, которые разразятся в новой исторической среде.
Кто взаимодействует и кто включен во взаимодействие в новой


[стр.,307]

системе, используя терминологию, значение которой я предложил выше, и определит в основном систему господства и процессы освобождения в информациональном обществе.
Включение большинства культурных выражений в интегрированную коммуникационную систему, коренящуюся в цифровом электронном производстве, распределении и обмене сигналов, имеет важные последствия для социальных форм и процессов.
С одной стороны, оно значительно ослабляет символическую власть традиционных отправителей сообщений, внешних по отношению к системе; власть, передаваемую через исторически закодированные социальные привычки: религию, мораль, авторитет, традиционные ценности, политическую идеологию.
Они не то чтобы исчезают, но слабеют, если не кодируют себя вновь в новой системе, где их власть умножается электронной материализацией духовно передаваемых привычек: электронные проповеди и интерактивные фундаменталистские сети есть более эффективная, более "въедливая" форма индоктри-нации в наших обществах, чем воздействие отдаленного харизматического авторитета при личных контактах.
Однако, допустив земное сосуществование трансцендентальных проповедей, порнографии по заказу, "мыльных опер" и чат-линий, высшие духовные власти еще завоевывают души, но теряют свой общечеловеческий статус.
За этим следует конечный этап секуляризации общества, даже если он иногда принимает парадоксальную форму видимого потребления религии под любыми вероисповедными и торговыми марками.
Общества окончательно и воистину разочарованы, поскольку все чудеса
-online, и их можно соединять в самостоятельно построенные образные миры.
С другой стороны, новая коммуникационная система радикально трансформирует пространство и время, фундаментальные измерения человеческой
жизни.
Местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространство потоков, заменяющее пространство мест.
Время стирается в новой коммуникационной системе: прошлое, настоящее и будущее можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в одном и том же сообщении.
Материальный фундамент новой культуры есть пространство потоков и вневременное время.
Эта культура перекрывает и включает разнообразие передававшихся в истории систем отображения; это культура реальной виртуальности, где выдуманный мир есть выдумка в процессе своего создания.
114 Barthes (1978), Baudrillard (1972).
115 Oxford Dictionary of Current English (1992).
6.
Пространство потоков 6.1 Введение Пространство и время есть фундаментальные материальные измерения человеческой жизни.
Физики раскрыли сложность этих понятий, скрытую за их обманчивой интуитивной простотой.
Даже школьники знают, что пространство и время относительны.
Атеория суперструн (superstring theory), последняя мода в физике, выдвигает гипотезу гиперпространства, насчитывающего десять измерений, включая время1 .
Разумеется, обсуждению этих проблем нет места в моем анализе, посвященном строго социальному значению пространства и времени.
Но мое упоминание о сложности выходит за рамки риторического педантизма.
Оно приглашает нас рассмотреть социальные формы времени

[Back]