идею изначальной виртуальности нашего культурного опыта, которая усиливается средствами новых информационных технологий и становится фундаментальной чертой культуры информационного общества. С точки зрения М. Кастельса, благодаря-неоднозначности языка, вся реальность воспринимается виртуально. Особенностью культуры реальной виртуальности является то, что она образует систему, в которой сама реальность (т. е. материальное/символическое существование людей) полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, через который передается опыт, сам становится той средой, в которой человек может получать новые знания . Нет смысла рассуждать о том, какое значение в жизни общества и человека имеет культура. Именно культура является качественной характеристикой той или иной ступени развития общества. Именно культурой человек восполняет свою*природную незавершенность и если природа делает человека индивидом, а общество наделяет человека социальными качествами и формирует его как личность, то культура наделяет человека уникальной индивидуальностью. Не случайно проблемы развития культуры и воздействие на это развитие различных факторов природы, техники, политики и др. является одной из вечных проблем философской рефлексии. Ныне на первый план выдвигается проблема взаимоотношения культуры с бурно развивающимся научно-техническим прогрессом. Отмечая органическое единство культуры и техники нельзя не видеть и сложные взаимоотношения между ними, которые не имеют однозначной трактовки. Сложность этих взаимоотношений и различия в понимании пробле% мы объясняется, с одной стороны, тем, культура —многогранный социальный феномен, включающей в себя разнообразные элементы от материального производства до таких элитарных сфер, как искусство, философия и другие духовные области. Безусловно одинакового механизма взаимоотношения техники с этими столь отличными составляющими культуры быть не может. С другой стороны, самой технике тоже не занимать сложности, она включает в себя самые разнокачественные артефакты от молотка до компьютера. Здесь тоже нет места стандартному взаимоотношению различных видов технических уст45 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.:ГУ ВШЭ, 2000. |
298 «Мы вступаем в период, когда культура имеет значение большее, чем когда либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день». А. Тоффлер. «Мы вступаем в период, когда культура имеет значение большее, чем когда либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день». А. Тоффлер. 10. Культура информационного мира. Нет смысла рассуждать о том, какое значение в жизни общества и человека имеет культура. Именно культура является качественной характеристикой той или иной ступени развития общества. Именно культурой человек восполняет свою природную незавершенность и если природа делает человека индивидом, а общество наделяет человека социальными качествами и формирует его как личность, то культура наделяет человека уникальной индивидуальностью. Не случайно проблемы развития культуры и воздействие на это развитие различных факторов природы, 299 техники, политики и др. является одной из вечных проблем философской рефлексии. Ныне на первый план выдвигается проблема взаимоотношения культуры с бурно развивающимся научно-техническим прогрессом. В чисто философском плане взаимоотношение культуры и техники – частный случай диалектики целого и части. Техника на всех этапах исторического пути человечества была неотъемлемым элементом культуры, являясь ее материальным основанием. Древнегреческое «Techne» и латинское «Cuitura» были тесно связаны друг с другом и по существу обозначали почти одно и то же – область искусственно создаваемого в отличие от естественно существующего. Органическое единство культуры и техники присуще всем последующим историческим эпохам, особенно современной. Отмечая органическое единство культуры и техники нельзя не видеть и сложные взаимоотношения между ними, которые не имеют однозначной трактовки. Сложность этих взаимоотношений и различия в понимании проблемы объясняется, с одной стороны, тем, культура – многогранный социальный феномен, включающей в себя разнообразные элементы – от материального производства до таких элитарных сфер , как искусство, философия и другие духовные области. Безусловно одинакового механизма взаимоотношения техники с этими столь отличными составляющими культуры быть не может. С другой стороны, самой технике тоже не занимать сложности, она включает в себя самые разнокачественные артефакты – от молотка до компьютера. Здесь тоже нет места стандартному взаимоотношению различных видов технических устройств с культурой. Наконец, следует учесть и то обстоятельство, |