Проверяемый текст
Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону, 1999. — 392 с.
[стр. 59]

59 их работы с компьютерами.
Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени «программируют» его мышление.
Смена моральных норм под влиянием информационной технологии признается ныне многими исследователями.
Более того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при работе с компьютером.
Так, к примеру, сформулировано требование: «Не делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него.
Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его облегчения использован компьютер».
Возможность такой этики обусловлена следующими обстоятельствами.
Мораль предписывает какие действия следует
совершать в конкретных ситуациях.
Поскольку в различных областях человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том числе и компьютерной.
Можно согласиться с Э.
Аггацци, который отмечает, что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации, которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную природу, нежели ситуации, регулируемые уже' существующими моральными нормами» .

Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными закономерностями.
Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления и др., попали в орбиту моральных оценок.
Все, что связано с деятельностьюкомпьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики.
Возникает компьютерная‘этика,
в которой внеэкономические цели часто вытесняют экономические.
Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными
53 Лгацци Э.
Моральное измерение науки и техники М., 1998, с.
286
[стр. 330]

330 образного, понятийного и чувственно-наглядного.
Основой новой культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой и создает невиданные возможности общения людей.
Одновременно информационная технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая относительно независимое множество субкультур которыми невозможно управлять из одного центра.
Однако децентрализующие технические средства (книга, кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием централизующих средств (газета, радио, телевидение).
Это свидетельствует о противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического характера.
Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной культуры является «компьютерная этика» совокупность моральных принципов и норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы с компьютерами.
Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени «программируют» его мышление.
Смена моральных норм под влиянием информационной технологии признается ныне многими исследователями.
Более того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при работе с компьютером.
Так, к примеру, сформулировано требование: «Не делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него.
Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его облегчения использован компьютер».
Возможность такой этики обусловлена следующими обстоятельствами.
Мораль предписывает какие действия следует


[стр.,331]

331 совершать в конкретных ситуациях.
Поскольку в различных областях человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том числе и компьютерной.
Можно согласиться с Э.
Аггацци, который отмечает, что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации, которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными нормами» (
Агацци Э.
Моральное измерение науки и техники.
М., 1998, с.
286).

Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными закономерностями.
Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления и др., попали в орбиту моральных оценок.
Все, что связано с деятельностью компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики.
Возникает компьютерная
этика, в которой внеэкономические цели часто вытесняют экономические.
Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными
нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся явлением социально-нравственным»? (Раздумья об будущем.
М., 1987, с.150).
Ответ на этот вопрос

[Back]