Проверяемый текст
Мамычев, Алексей Юрьевич. Государственная власть и национальный политико-правовой порядок в институциональном измерении (Диссертация 2005)
[стр. 69]

* создала институционализацированный каркас общественного и государственного единства.
Таким образом, с XIV века постепенно на подготовленной идеологической почве начинает формироваться качественно новое явление единая, в политическом и правовом смысле, российская государственность.
В свою очередь, Москва становится символом этого единства, превращается Церковью в наследницу и носительницу
истинной православной веры («сияет и светит, как солнце в центре русской земли»), в единственно признаваемыи центр духовной и политической власти, от которого уже простираются -81 солнечные лучи на всю территорию Земли Русской .
На утверждение единой государственной власти и институциональноправовой системы влиял ряд политических и духовно-религиозных факторов.
В политической сфере был принят совершенно новый принцип государственного строительства принцип этнической терпимости, привлекший на государственную (чиновничью, военную и т.д.) службу наиболее подготовленных и опытных людей с различных частей света: на московскую службу вступали татары, литовцы,
половцы и др.
Появление «новой» боярской знати и новой управленческой
элиты создало предпосылки для укрепления как са82 мого великокняжеского статуса, так и государственного значения Москвы .
*
si Ф.
Морошкин по этому поводу отмечал, что «географическое пространство стянулось в Кремле, и побеждающее единство открыло свои действия на всех пунктах разобщенной России...
сила централизованного влечения заставила всех вращаться в сфере Московского владычества.
Все потянуло к Москве.
Померкли светлые князья русских городов перед величеством царя Московского и всея Руси.
Москва и вся Россия два образа единого могущества (курсив
наш.
—А.Б.)».
Цит.
по: Егоров С.А.
История отечественного государства и права.
IX первая половина XIX века: Опыт проблемного изложения.
Ярославль, 2000.
С.
97-98.

82 «Служивый люд, переселявшийся в северо-восточные земли из других ^ княжеств, и прежде всего, из Южной Руси, стал главной причиной заметного 69
[стр. 76]

Установление монархического (самодержавного) политико-правового устройства связывалось, прежде всего, с внешнеполитической независимостью и стабильностью самой власти.
В этом смысле замена княжеского титула на царский (самодержавный) связываются именно с олицетворением в образе «царя всея Руси» христианского единства и независимости государства.
«Оба эти термина, справедливо отмечает В.О.
Ключевский, значили не то, что стали значить потом, выражали понятие не о государстве с неограниченной внутренней властью, а о властителе, независимом ни от какой сторонней внешней власти, никому не платящей дани» .
Как уже отмечалось выше, государственная централизация является необходимым этапом поступательной эволюции политико-правового устройства4 общества и внутренней закономерностью генезиса самой российской 227 государственности .
Немалую роль в становлении российского государства сыграла и Русская Православная Церковь, которая стала не только одним из важнейших факторов духовно-религиозного единства русского народа, но и создала институционализацированный каркас общественного и государственного единства .
Таким образом, с XIV века постепенно на подготовленной идеологической почве начинает формироваться качественно новое явление единая, в политическом и правовом смысле, российская государственность.
В свою очередь, Москва становится символом этого единства, превращается Церковью в наследницу и носительницу
истиной православной веры («сияет и светит как солнце в центре русской земли»), в единственно признаваемый центр духовной и политической власти, от которого уже простираются солнечные лучи на всю территорию земли русской 229.
На утверждение единой государственной власти и институциональноправовой системы влиял ряд политических и духовно-религиозных факторов.
В политической сфере был принят совершенно новый принцип государственного строительства принцип этнической терпимости, привлекший на государственную (чиновничью, военную и т.д.) службу наиболее подготовленных и опытных людей с различных частей света: на московскую службу вступали татары, литовцы,
226Ключевский В.О.
Указ.
соч.
Т.
II.
С.
115 116.
227См.
об этом также: Перевезенцев С.В.
Смысл русской истории.
М., 2004.
228См.
об этом: История государственного управления России / Отв.
Ред.
В.Г.
Игнатов.
Ростов р/Д, 1999.
С.
72 73.
229 Ф.
Морошкин по этому поводу отмечал, что «географическое пространство стянулось в Кремле и побеждающее единство открыло свои действия на всех пунктах разобщенной России...
сила централизованного влечения заставила всех вращаться в сфере Московского владычества.
Все потянуло к Москве.
Померкли светлые князья русских городов перед величеством царя Московского и всея Руси.
Москва и вся Россия два образа единого могущества (курсив
А.М.)» / Цит.
по: Егоров С.А.
История отечественного государства и права.
IX первая половина XIX века.
Опыт проблемного изложения.
Ярославль, 2000.
С.
97 98.

76 4

[стр.,77]

половцы и др.
Появление «новой» боярской знати и новой управленческой
элитой создало предпосылки для укрепления, как самого великокняжеского статуса, так и государственного значения Москвы 23°.
Все процессы институционализации направляются единой политической идеей развитие и укрепление мощи и единства государства, т.к.
последнее обеспечивает: во-первых, единство земли русской; во-вторых, сохраняет истинность православной веры (утерянную другими народами после I Флорентийской унии).
Это политическое и религиозное обоснование политикоправового устройства в конечном итоге завершает территориальное собирание северо-восточной Руси московским княжеством, что превращает последнее «в национальное великорусское государство» и таким образом сообщает «великому князю московскому значение национального великорусского государя» 231.
Причем построение единого государства опиралось на принцип «первичности прав каждого народа на определенный образ жизни.
На Руси это принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно» .
Этот принцип создал предпосылки для становления монархической правовой системы, в рамках которой утверждались не только права отдельного человека, класса, слоя, но и, что более важно, права общности, социального целого.
Не свойственно отечественной правовой системе было и противопоставление индивидуальных и общинных прав, последние находились в известном симфоническом единстве на индивидуальных правах основывались общинные, которые (через деловые обыкновения, обычное право) обеспечивала реализация первых.
Становлению монархического политико-правового устройства не была чужда и традиция общеземской легализации и легитимации власти, а также ее ограничение народным мнением.
Эти правовые основы власти были весьма действенными, опирались не на юридическую норму, а на традиции и обычное (неписанное) право.
Например, считалось, что государь осуществлял свое служение высшей воле и своему народу.
Причем, народ, отрекаясь от «своей воли», отдает себя во власть не монарху (как это будет характерно для имперского периода), но «предается во власть воли высшей, от которой и исходит царь — избранник её.
Но и сам царь, отрекаясь от своей личной воли, осуществляет 77 230 «Служивый люд, переселявшийся в северо-восточные земли из других княжеств и, прежде всего, из Южной Руси, стал главной причиной заметного усиления Москвы в конце XIII начале XIV вв...
Новое боярство, сложившиеся уже в эпоху татарского ига, поначалу также выступало как надёжная опора великокняжеской власти» отмечают по этому поводу историки Д.
Андреев, Г.
Бордюгов / Андреев Д, Бордюгов Г.
Пространство власти от Владимира Святого до Владимира Путина.
Краткий курс X XXI вв.
М., СПб., 2004.
С.
36.
231Ключевский В.О.
Указ соч.
Т.Н.
С.
107.
232ГумилевЛ.Н.
Указ.
соч.
С.
292.

[Back]