регородки, и оно постепенно превратилось в единое сословие, подчиненное воле государя и нуждам государства» . Кроме того, имперская политика Петра провозглашала принцип веротерпимости, который становился, по утверждению А.И. Герцена, основой его империи, т.к. империя возвышается «над всеми культурно-политическими односторонностями» (B.C. Соловьев). Именно поэтому веротерпимость и возвышение государства над церковью способствовали модернизации (европеизации) и построению наднациональной империи. Само церковное управление стало частью государственного аппарата, с появлением Сената многие вопросы церковной организации и управления стали решаться именно этим институтом, а с учреждением коллегий была установлена наравне с другими и духовная коллегия, персименор ванная затем в Святой синод. В компетенцию Святого синода входило управление не только православной церковной системой, но ему подчинялись и иноверческие церкви (лютеранская —во всех отношениях и католическая) и отчасти нехристианские исповедания. Сам Святой синод был разделен на два департамента: собственно сам Синод, состоящий из духовных лиц церковной иерархии, и коллегии экономии, состоящей исключительно из светских лиц. Управлялся последний обер-прокурором, который был «оком государевым» в духовных делах (наподобие, как генерал-прокурор при Сенате «око государево» в светских делах). Достоянием прошлого стали пышные и продолжительные церковные обряды и ритуалы, освящающие как саму государственную власть, так и ее политические действия. Ушли из практического обихода практики публичного моления царя, так «обращения царя к Богу перестали быть публичными мотивами православного государя за свой православный народ. Царь прекратил исполнять один из важнейших для России государственных ритуалов, свидетельствующий о заступничестве государя перед Богом за народ и государство, данное ему Господом. Даже подчиПерсвезенцев С.В. Указ. соч. С. 293. |
организовывается 12 коллегий (военная, морская, комерц-коллегия, мануфактурколлегия и т.п.). В последних устанавливался принцип коллегиального обсуждения государственных дел и принятия решений, этот принцип, по мысли Петра, «возбуждает уважение к власти, содействует постоянству направления и предохраняет от быстрых перемен» 3 . Коллегиальная система отличалась от приказной: во-первых, большим единством и согласованностью действий, а, вовторых, более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Каждая коллегия располагала административными и судебными правами в отведенной им области управления, коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрация, что устанавливало единообразное централизованное иэффективное управление 302. Начиная с Екатерины II начинается постепенная реорганизация коллегий, а в 1802 году Александром I екатерининский план реализовался в создание министерств. Этот план воплощал два момента: вопервых, был направлен на обеспечение более эффективной «солидарности министерств» при решении государственных дел, во-вторых, создавал предпосылки для ответственности министерств перед сенатом, представляя последнему отчеты и объяснения, как по требованию, так и ежегодно . Петровские реформы, направленные на создание мощного и эффективного национального государства, были направлены на превращение России в великую Православную империю, способствовали консолидации различных социальных сил, «это объединение заключалось в абсолютном подчинении государству и лично царю всех сословий Российской державы. Даже внутри дворянства постепенно были ликвидированы прежние внутрисословные перегородки, и оно постепенно превратилось в единое сословие, подчиненное воле государя и нуждам государства» 304. Кроме того, имперская политика Петра провозглашала принцип веротерпимости, становилась, по утверждению А.И. Герцена, основой его империи, т.к. империя возвышается «над всеми культурно-политическими односторонностями» (B.C. Соловьев). Именно поэтому веротерпимость и возвышение государства над церковью способствовали модернизации (европеизации) и построению наднациональной империи . Само церковное управление стало частью государственного аппарата, с появлением сената многие вопросы церковной организации и управления стали решаться именно этим институтом, а с учреждением коллегий была установлена на равнее с другими и духовная коллегия, 94 301Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 263. 302См. История государственного управления в России. С. 141. 303Владимирский-Буданов М.Ф, Указ. соч. С. 264. 304Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 293. 305См. об этом: Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом / Труды по истории России. М., 2003. переименованная затем в Святой синод . В компетенцию св. синода входило управление не только православной церковной системой, но ему подчинялись и «иноверческие церкви (лютеранская — во всех отношениях и католическая) и отчасти нехристианские исповедания» . Сам святой синод был разделен на два департамента: собственно сам синод, состоящий из духовных лиц церковной иерархии и коллегии экономии, состоящей исключительно из светских лиц. Управлялся последний обер-прокурором, который был «оком государевым» в духовных делах (наподобие как генерал-прокурор при сенате «око государево»в светских делах). Достоянием прошлого стали пышные и продолжительные церковные обряды иритуалы, освящающие как саму государственную власть, так и ее политические действия. Ушли из практического обихода практики публичного моления царя, так «обращения царя к Богу перестали быть публичными мотивами православного государя за свой православный народ. Царь прекратил исполнять один из важнейших для России государственных ритуалов, свидетельствующий о заступничестве государя перед Богом за народ и государство, данное ему Господом. Даже подчинив Церковь государству, Петр, по сути дела, отказался от сакральной, священной функции русской государевой власти» 308. Сохранение могущества и независимости государства связывалось, как в московский период, так и в имперский, прежде всего, с сильной государственной властью. Однако институционализация этой модели происходила по-разному, если в Московском государстве, верховная власть институционально оформлялась втесном взаимодействии с религиозной, церковной системой, являясь друг для друга духовной и организационной опорой, то имперский период характеризуется преобладанием светской власти и светского миросозерцания. Церковные учреждения становятся частью, элементом огромного государственного аппарата, не имеют больше столь действенных и практических инструментов влияния на верховную власть, не способны ограничивать имперскую власть и направлять развития государственной политики. В этом смысле власть императора не имеет никогда действующих религиозных и традиционных ограничений, теряет органичную связь с землей (земским, соборным мнением), разорванную огромным бюрократическим аппаратом . Сама идея сильного и эффективного государства «уже изначально была не совместима с самодержавием, обреченным на щ 306 «Первоначально эту коллегию, наравне с другими, сенат хотел подчинить себе. Но духовная коллегия, переименованная в св. синод, старалась достигнуть (в своей сфере) равного положения с сенатом, хотя и не всегда с успехом» / Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 261. 307Там же. С. 262. 308Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 297. 309 «Бюрократический аппарат как бы отделял царя от подданных, создавал достаточно большую свободу действий и одновременно являлся проводником царской политики. Иначе говоря именно благодаря новой бюрократии царь получал практически неограниченные полномочия, становился поистине абсолютным монархом» / Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 295. 95 |