свободы» [55, 101]. Средствами, благодаря которым свобода осуществляет себя в мире, являются действия людей, которые вытекают из их потребностей, их страстей, интересов. «В истории бывают такие моменты, когда появляются возможности, обладающие существенностью и необходимостью, но которые противоположны существующей системе законов, прав и обязанностей. Эти моменты есть проявление творческой идеи, в которой выражено всеобщее. Это всеобщее осуществляется с помощью великих людей» [55, 101]. К. Маркс и Ф. Энгельс выступали как решительные сторонники общественного воспитания, считая его наиболее совершенной формой по подготовке нужных обществу людей. С точки зрения К. Маркса, человек добьется счастья, реализуя свою общественную сущность. На протяжении тысячелетия в российском социально-культурном пространстве развивалась, разрабатывалась с различных сторон, в различных преломлениях важнейшая для самого существования страны и народа идея единства. Она отражается то в образе «солидарности», «соборности», «всеединства», то в учении о «братстве», но всегда и неизменно звучит доминантой в духовных, нравственных поисках россиян. Отечественная история свидетельствует, что в нашем обществе всегда крайне слабо были развиты здоровая умеренность, опасливость, стремление сохранить стабильность. Сегодня потребность в общественной стабильности довольно остра, что заставляет людей задумываться о завтрашнем дне, о будущем нашей планеты, страны. Представления людей о законах человечества и практические мероприятия, которые они, согласно этим представлениям, установили для управления человеческим обществом, противоположны и поэтому не могут действовать совместно благотворно и гармонически. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, а законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», лишь относительны. 19 |
свободы» [188, 101]. Средствами, благодаря которым свобода осуществляет себя в мире, являются действия людей, которые вытекают из их потребностей, их страстей, интересов. «В истории бывают такие моменты, когда появляются возможности, обладающие существенностью и необходимостью, но которые противоположны существующейсистеме законов, прав и обязанностей. Эти моменты есть проявление творческой идеи, в которой выражено всеобщее. Это всеобщее осуществляется с помощью великих людей» [188, 101]. К. Маркс и Ф. Энгельс выступали как решительные сторонники общественного воспитания, считая его наиболее совершенной формой по подготовке нужных обществу людей. С точки зрения К. Маркса, человек добьётся счастья, реализуя свою общественную сущность. На протяжении тысячелетия в российском социально-культурном пространстве развивалась, разрабатывалась с различных сторон, в различных преломлениях важнейшая для самого существования страны и народа идея единства. Она отражается то в образе «солидарности», «соборности», «всеединства», то в учении о «братстве», но всегда и неизменно звучит доминантой в духовных, нравственных поисках россиян. Отечественная история свидетельствует, что в нашем обществе всегда крайне слабо были развиты здоровая умеренность, опасливость, стремление сохранить стабильность. Сегодня потребность в общественной стабильности довольно остра, что заставляет людей задумываться о завтрашнем дне, о будущем нашей планеты, страны. Представления людей о законах человечества и практические мероприятия, которые они, согласно этим представлениям, установили для управления человеческим обществом, противоположны и поэтому не могут действовать совместно благотворно и гармонически. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, а законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», лишь относительны. 21 ч |