Определение социальным ценностям даёт А.И. Кравченко «...это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности» [118, 72]. Из данного определения очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Ценности бывают самыми разными материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными. Различные виды ценностей, как и их сущность, трактуются в зависимости от той или иной мировоззренческой и аксиологической позиции. Так, немецкий философ-неокантианец Г. Риккерт считает, что существует шесть областей ценностей; логика, эстетика, нравственность, религия, совершенная жизнь и божественная любовь [178]. Польский последователь Э. Гуссерля Р. Ингарден в своем варианте феноменологической аксиологии выделяет ценности витальные (жизненные) и культурные. Первые включают в себя утилитарные ценности, ценности полезности, а также ценности удовольствия. Вторые — это ценности познания, эстетические ценности, ценности социальных нравов и нравственные ценности в эстетическом смысле. В системе философского знания существуют следующие основные подходы к определению понятия «ценность». I. Понимание смысла ценности как значимости и (значения). 2. Понимание ценности не как средства, а цели, не как сущего, а как должного. 3. Определение ценности одновременно как значимости и идеала [211]. Эти подходы имеют свои достоинства и недостатки. В первую очередь, следует развести такие понятия как «ценность» и «оценка». Отношение субъекта к объекту (с точки зрения его значимости) определяет специфику оценки, а не ценности. Последняя фиксирует наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня; при этом имеются в виду отношения не только между личностью и 24 |
Определение социальным ценностям даёт А.И. Кравченко «...это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности» [118, 72]. Из данного определения очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Ценности бывают самыми разными материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными. Различные виды ценностей, как и их сущность, трактуются в зависимости от той или иной мировоззренческой и аксиологической позиции. Так, немецкий философ-неокантианец Г. Риккерт считает, что существует шесть областей ценностей: логика, эстетика, нравственность, религия, совершенная жизнь и божественная любовь [178]. Польский последователь Э. Гуссерля Р. Ингарден в своем варианте феноменологической аксиологии выделяет ценности витальные (жизненные) и культурные. Первые включают в себя утилитарные ценности, ценности полезности, а также ценности удовольствия. Вторые — это ценности познания, эстетические ценности, ценности социальных нравов и нравственные ценности в эстетическом смысле. В системе философского знания существуют следующие основные подходы к определению понятия «ценность». I. Понимание смысла ценности как значимости и (значения). 2. Понимание ценности не как средства, а цели, не как сущего, а как должного. 3. Определение ценности одновременно как значимости и идеала [211]. Эти подходы имеют свои достоинства и недостатки. В первую очередь, следует развести такие понятия как «ценность» и «оценка». Отношение субъекта к объекту (с точки зрения его значимости) определяет специфику оценки, а не ценности. Последняя фиксирует наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня; при этом имеются в виду отношения не только между личностью и 26 \ |