обществом, но и все возможные варианты межчеловеческих или интерперсональных отношений. Однако в содержание ценностей наряду с познанием входит и оценка («определение значимости») в качестве первой ступени ценностного отношения, к которой само оно, как межсубъектное, не сводится. Реконструкция творческого потенциала немецкой классической философии приводит сегодня к выводам, имеющим огромную актуальность. Так, новый шаг, который сделал И.Г.Фихте, состоял в том, что он ввел в гносеологию принцип интерперсональности. Без отношения к «другому Я» невозможно мыслить себя как ценность, как позицию. Таким образом, духовные ценности являются определенным продуктом интерперсональных межличностных отношений. Конечно, это возможно лишь в том случае, если «ценность» включить в более широкий философский дискурс. Немецкий философ В. Виндельбанд, определяя предметом познания определенные правила соединения между собой представлений, которые люди должны произвести для того, чтобы мыслить правильно, в качестве высшего критерия выносит истину как высшую ценность. Высшие ценности — истина, благо, красота и святость являются, по мнению Виндельбанда, надвременными, внеисторическими принципами, определяющим и общий характер человеческой деятельности и отличающими эту деятельность ог процессов, протекающих в природе. Ценности, согласно Виндельбанду, не «существуют» в виде самостоятельных предметов, а «значат». Субъективно они осознаются в форме долженствования. Осознание ценности вытекает из уникальности единичного, ценность придает единичному «значение». Поступок, в основе которого лежит определенная ценность, является одним из возможных объекгов выбора. Поэтому в его основе положена определенная свобода. По мнению В.Виндельбанда, философия есть, прежде всего, теория ценностей. Ведь суждения философов носят оценочный характер и их можно подразделить на два основных класса: 1) те ценности, которые мы |
обществом, но и все возможные варианты межчеловеческих или иитерперсональных отношений. Однако в содержание ценностей наряду с познанием входит и оценка («определение значимости») в качестве первой ступени ценностного отношения, к которой само оно, как межсубъектное, не сводится. Реконструкция творческого потенциала немецкой классической философии приводит сегодня к выводам, имеющим огромную актуальность. Так, новый шаг, который сделал И.Г.Фихте, состоял в том, что он ввел в гносеологию принцип интерперсональности. Без отношения к «другому Я» невозможно мыслить себя как ценность, как позицию. Таким образом, духовные ценности являются определенным продуктом интерперсональных межличностных отношений. Конечно, это возможно лишь в том случае, если «ценность» включить в более широкий философский дискурс. Немецкий философ В. Виндельбанд, определяя предметом познания определенные правила соединения между собой представлений, которые люди должны произвести для того, чтобы мыслить правильно, в качестве высшего критерия выносит истину как высшую ценность. Высшие ценности — истина, благо, красота и святость являются, по мнению Виндельбанда, надвременными, внеисторическими принципами, определяющими общий характер человеческой деятельности и отличающими эту деятельность от процессов, протекающих в природе. Ценности, согласно Виндельбанду, не «существуют» в виде самостоятельных предметов, а «значат». Субъективно они осознаются в форме долженствования. Осознание ценности вытекает из уникальности единичного, ценность придает единичному «значение». Поступок, в основе которого лежит определенная ценность, является одним из возможных объектов выбора. Поэтому в его основе положена определенная свобода [193]. По мнению В.Виндельбанда, философия есть, прежде всего, теория ценностей. Ведь суждения философов носят оценочный характер и их можно подразделить на два основных класса: 1) те ценности, которые мы 27 \ |