другого. Мы утверждаем только, что среди всех других целей именно культурные ценности выделяются тем, что, служа орудиями другого, они, кроме того, ценны и сами по себе. В этом только смысле мы и называем их ценностями абсолютными» [72,33.]. По характеру осуществления цели делятся на задачи, допускающие полное и окончательное разрешение, и на задачи неисчерпаемые. Если цели первого типа сузь цели-данности, то эти последние цели, в совокупности своей составляющие культуру, можно назвать целями-заданиями, т.е. задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для сгремящегося к ним человечества путь бесконечного развития. Определяя ценности как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, Нейл Смелзер выделяет их основой нравственных принципов [192]. В христианской морали, например, Десять заповедей, пишет Н. Смелзер, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»). Выступая против софистов, доказывающих относительность и условность человеческих понятий и установлений, Сократ учил, что в понятиях и ценностях должно быть общее, незыблемое содержание. Основными добродетелями (познания того, что есть благо) Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели, как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными и неизменными. Наличие добродетелей предопределяет выполнение общественных или государственных функций и дел полиса [86]. М.Рокич определяет ценности личности как «...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования 32 |
другого. Мы утверждаем только, что среди всех других целей= именно культурные ценности выделяются тем, что, служа орудиями другого; они, кроме того, ценны исами по себе. В этом только смысле мы и называем их ценностями'абсолютными» [72, 33.]. По характеру осуществления цели делятся на задачи, допускающие полное и окончательное разрешение, и на задачи неисчерпаемые. Если цели первого типа суть цели-данности, то эти последние цели, в совокупности своей составляющие культуру, можно назвать целями-заданиями, т.е. задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития. Определяя ценности как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, Нейл Смелзер выделяет их основой нравственных принципов [192]. В христианской морали, например, Десять заповедей, пишет Н. Смелзер, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»). Выступая против софистов, доказывающих относительность и условность человеческих понятий и установлений, Сократ учил, что в понятиях и ценностях должно быть общее, незыблемое содержание. Основными добродетелями (познания того, что есть благо) Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели, как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными и неизменными. Наличие добродетелей предопределяет выполнение общественных или государственных функций и дел полиса [86]. М.Рокич определяет ценности личности как «...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования 34 |