С точки зрения В.Франкла, последняя группа ценностей наиболее важна для определения существа смысложизненного поиска, так как характеризует не столько содержание объективной ситуации, сколько содержание субъективных усилий самого человека — субъекта смысла жизни. Более того, эта группа ценностей свидетельствует о принципиальном отсутствии самого состояния бессмысленности человеческой жизни. Высшие смысложизненные ценности ценности преодоления себя — реализуются в трех основных формах отношения переживания человеком трагических жизненных ситуаций: страдание, вина, смерть. Роль ценностей в человеческом обществе огромна, поскольку они выполняют самые разные функции: • ценности-регуляторы (они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей); • ценности являются ценностными нормами (проявляют себя в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества); • ценности служат мотивом поведения (человек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно). Ценности, потребности и мотивы увязаны в единое целое. Шкала ценностей человека стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признаёт в числе наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Личность это индивид, у которого субъективная и объективные шкалы ценностей совпадают. 36 |
С точки зрения В.Франкла, последняя группа ценностей наиболее важна для определения существа смысложизненного поиска, так как характеризует не столько содержание объективной ситуации, сколько содержание субъективных усилий самого человека — субъекта смысла жизни. Более того, эта группа ценностей свидетельствует о принципиальном отсутствии самого состояния бессмысленности человеческой жизни. Высшие смысложизненные ценности ценности преодоления себя — реализуются в трех основных формах отношения переживания человеком трагических жизненных ситуаций: страдание, вина, смерть. Роль ценностей в человеческом обществе огромна, поскольку они выполняют самые разные функции: • ценности-регуляторы (они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей); • ценности являются ценностными нормами (проявляют себя в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества); • ценности служат мотивом поведения (человек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно). Ценности, потребности и мотивы увязаны в единое целое. Шкала ценностей человека —стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признаёт в числе наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Личность это индивид, у которого субъективная и объективные шкапы ценностей совпадают. 38 |