Внутренние условия представляют собой сплав наследственнобиологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни её проявления: • природное существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей; • биологическое общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными; • наследственное существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не всё биологическое наследственно); • социальное приобретённое человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми. Социальное проявление личности в широком смысле разделяют на три составляющих: • собственно социальное совокупность приобретённых черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей; • специфически культурное совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились, в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным; • нравственное высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований [118, 45-46]. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние, приобретая при этом различное смысловое 39 |
Е О О т О о. В ( Ш кала ценностей Свобода выбора Самореализация Воля *э -о о ь г * X о о 22 Рис. 1. Ядро человеческой личности, состоящее из шкалы ценностей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли Внутренние условия представляют собой сплав наследственнобиологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни её проявления: • природное существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на пего других людей; • биологическое общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными; • наследственное существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не всё биологическое наследственно); • социальное приобретённое человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми. Социальное проявление личности в широком смысле разделяют на три составляющих: • собственно социальное — совокупность приобретённых черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей; • специфически культурное совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным; • нравственное —высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований [118, 45-46]. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние, приобретая при этом различное смысловое значение. Категория «личностного смысла», которая определяется как отражение в сознании личности мотива деятельности к цели действия была введена А.Н. Леонтьевым для исследования одновременно в двух направлениях сознания и личности. Смысловую систему принято считать «ядром личности» [132]. Для объяснения закономерностей развития смысловой системы личности вводятся представления об общем «повышении осмысленности человеком аспектов своей жизни», о движении к осознанным общечеловеческим ценностям, о формах проявления «Я» в проблемно конфликтных ситуациях. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Само психическое развитие личности опосредовано её практической и теоретической деятельностью, её делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается. Е.В. Кочетовская подчёркивает, что «личность формируется в деятельности, при этом микроэтап развития деятельности превращается в макроэтап развития |