Проверяемый текст
Богачев, Роман Рустэмович; Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе деятельности клубных объединений туристической направленности (Диссертация 2009)
[стр. 45]

областью дифференциации социологической и психологической парадигм измерения.
В 1935 году, рассмотрев 16 различных дефиниций аттитюда, Гордон Олпорт, сделал вывод, что существует «...единая нить, проходящая через все эти отличающиеся друг от друга определения.

Гак или иначе, каждое из них рассматривает в качестве существенной характеристики атгитюда готовность к реакции, Аттитюд это нечто зарождающееся, подготовительное, начальное, нежели явное, завершенное (consummatory).
Это не поведение, а его предпосылка» [135, 158].
Необходимо отметить, что в целом ряде указаний на регулирующую функцию аттитюда содержатся важные дополнительные ограничения, а именно, что аттитюд регулирует действия, прежде всего с точки зрения их направленности.
Примером тому может служить формулировка Э.Богардуса: «Аттитюд это тенденция действовать за или против (toward or against), некоторого фактора окружения; последний, таким образом, становится положительной или отрицательной ценностью» [135, 139].

В систематизированном виде, аттитюд, называемый цитированными Г.Олпортом авторами — готовностью к действию, диспозицией, рассматривался как: 1) определенное состояние сознания и нервной системы, 2) выражающее готовность к реакции, 3) организованное, 4) на основе предшествующего опыта, 5) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
«Таким образом, отмечает Г.М.Андреева, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная роль в поведении» [14, 292.].
Зарубежная социологическая наука и сегодня исследует ценностные ориентации в рамках представлений о социальной установке, которые
45
[стр. 47]

В 20-е и 30-е годы прошлого века вокруг точной дефиниции понятия «установка» развернулась бурная полемика, где основным, по мнению И.Ф.Девятко, было не различие в дефинициях, а различие в исследовательских подходах и процедурах.
Так, если в социальной психологии большое значение придавалось поведенческим и познавательным компонентам установки, то в социологических дефинициях основным чаще всего выступал эмоционально-оценочный компонент.
На внешнем процедурном уровне различие проявлялось в технике измерения, выборе респондентов и условий проведения исследования, а также в предпочтении индикаторов [63,12.].
Фактически, в период становления социологической традиции измерения субъективных переменных, отличной от традиции психологического измерения, область исследования установок стала первой областью дифференциации социологической и психологической парадигм измерения.
В 1935 году, рассмотрев 16 различных дефиниций аттитюда, Гордон Олпорт, сделал вывод, что существует «...единая нить, проходящая через все эти отличающиеся друг от друга определения.

Так или иначе, каждое из них рассматривает в качестве существенной характеристики аттитюда готовность к реакции, Аттитюд это нечто зарождающееся, подготовительное, начальное, нежели явное, завершенное (consurnmatory).
Это не поведение, а его предпосылка» [135, 158].
Необходимо отметить, что в целом ряде указаний на регулирующую функцию аттитюда содержатся важные дополнительные ограничения, а именно, что аттитюд регулирует действия, прежде всего с точки зрения их направленности.
Примером тому может служить формулировка Э.Богардуса: «Аттитюд это тенденция действовать за или против (toward or against), некоторого фактора окружения; последний, таким образом, становится положительной или отрицательной ценностью» [135, 139].

47

[стр.,48]

В систематизированном виде, аттитюд, называемый цитированными Г.Олпортом авторами — готовностью к действию, диспозицией, рассматривался как: 1) определенное состояние сознания и нервной системы, 2) выражающее готовность к реакции, 3) организованное, 4) на основе предшествующего опыта, 5) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
«Таким образом, отмечает Г.М.Андреева, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная роль в поведении» [14, 292.].
Зарубежная социологическая наука и сегодня исследует ценностные ориентации в рамках представлений о социальной установке, которые
разрабатывались в социальной психологии, так и в собственно социологическом ключе.
В США, где интенсивно изучались социальные установки, эмпирически и экспериментально были выявлены их свойства (устойчивость, интенсивность, направленность, модальность, когерентность), осуществлена классификация по положению в системе ценностной ориентации (базовые, периферийные), по функциям: 1) адаптивная или приспособительная: 2) эгозащитная; 3) самореализации; 4) познавательная.
Адаптивная или приспособительная функция, называемая иногда утилитарной, или инструментальной, помогает человеку достичь желаемых результатов и избежать нежелательных целей.
Представления об этих целях и о способах их достижения обычно формируются в предшествующем опыте и именно на его основе складывается аттитюд.
Эго-защитная функция позволяет субъекту противостоять негативной информации о себе самом или о значимых для него объектах, поддерживать высокую самооценку и защищаться от критики.
Эго-защитная функция не 48

[Back]