Проверяемый текст
Богачев, Роман Рустэмович; Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе деятельности клубных объединений туристической направленности (Диссертация 2009)
[стр. 48]

4) социальное действие является базовой, мельчайшей единицей социальной реальности.
Выдвинутые тезисы в определенной степени близки воззрениям предшественников Т.
Парсонса: Д.Дыои, М.Вебера и Э.Дюркгейма.
Но есть и значимые отличия.
Воззрениям Д.Дыои противопоставляется утверждение о нормативности, социальности действия, что позволило в последующих работах предложить иную модель механизма социального действия.
У Вебера, как известно, игнорировалась значимость ситуации действия, акцентировалось постоянство его ценностной направленности.
Принимая общую посылку Дюркгейма о роли господствующих норм в формировании направленности действий индивида, Т.Парсонс, не в пример ему, признает автономность деятеля в выборе целей и средств достижения.
Согласно Б.Г.Ананьеву, ценностные ориентации, роли, статус образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.
Данные личностные характеристики, по мнению автора, определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных
свойств.
Характер человека является высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, с одной стороны, склонности с другой.
«Основная форма развития личностных свойств человека — жизненный путь человека в обществе, его социальная биография» [9, 210].
С точки зрения философии, ценностные ориентации одна из составляющих человеческой субъективности, представляющая собой бытие человека в качестве совершенно неповторимого ансамбля природных, общественных и духовных качеств, куда входят его природные данные, включая определенные задатки и способности, уникальность его собственной жизненной биографии, его внутренний духовный мир с системой его ценностных ориентаций, мотивационных механизмов, эмоциональнопсихологической сферой и т.д.

48
[стр. 50]

необходимо, учитывая роль символических систем, отличать аспект ценностной ориентации.
Данный аспект касается не значения ожидаемого деятелем положения вещей в смысле этого баланса удовлетворенности — неудовлетворенности, но содержания самих селективных стандартов» [165, 455].
Механизм социального действия по Т.Парсонсу таков: 1)действие является целеустремленным процессом, т.е.
имеет свое завершение; 2) действие протекает в определенной ситуации, некоторые компоненты которой являются неизменной данностью, но другие используются действующим лицом в качестве средств достижения цели; 3)действие нормативно регулируется, что проявляется в индивидуальном выборе целей и средств; 4) социальное действие является базовой, мельчайшей единицей социальной реальности.
Выдвинутые тезисы в определенной степени близки воззрениям предшественников Т.
Парсонса: Д.Дыои, М.Вебера и Э.Дюркгейма.
Но есть и значимые отличия.
Воззрениям Д.Дыои противопоставляется утверждение о нормативности, социальности действия, что позволило в последующих работах предложить иную модель механизма социального действия.
У Вебера, как известно, игнорировалась значимость ситуации действия, акцентировалось постоянство его ценностной направленности.
Принимая общую посылку Дюркгейма о роли господствующих норм в формировании направленности действий индивида, Т.Парсонс, не в пример ему, признает автономность деятеля в выборе целей и средств достижения.
Согласно Б.Г.Ананьеву, ценностные ориентации, роли, статус образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.
Данные личностные характеристики, по мнению автора, определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных
50

[стр.,51]

свойств.
Характер человека является высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, с одной стороны, склонности с другой.
«Основная форма развития личностных свойств человека — жизненный путь человека в обществе, его социальная биография» [9, 210].
С точки зрения философии, ценностные ориентации одна из составляющих человеческой субъективности, представляющая собой бытие человека в качестве совершенно неповторимого ансамбля природных, общественных и духовных качеств, куда входят его природные данные, включая определенные задатки и способности, уникальность его собственной жизненной биографии, его внутренний духовный мир с системой его ценностных ориентаций, мотивационных механизмов, эмоциональнопсихологической сферой и т.д.

Как видим, субъективность — единственный и неповторимый сплав качеств каждого человека неотделима от духовности и в то же время к ней не сводится, а представляет собой единство объективных и субъективных качеств человека.
Об этом можно вести речь, если допустить, что субъективность не сводится к субъективной стороне практической деятельности, а присутствует в ней в качестве идеального момента; хотя субъективность идеальна, в то же время она не исчерпывается сферой сознания и может быть представлена в нем в форме знания, оставаясь необходимым условием самого этого представления [1].
Здесь следует сказать также о том, что функциональное поле понятия «ценностные ориентации» определяется как некий алгоритм воздержания «чистого Я» от индивидуальных предметностей: культурных образований, произведений изящных искусств, эстетических и практических ценностей, а также таких реалий, как государство, право, нравственность, религия.
Ценностные ориентации, как существенный элемент человеческой субъективности, не служат какой-либо отдельной социальной группе (в этом проявляется их трансцендентальность), но вместе с тем предназначены 51

[Back]