Рассматривая диалектику объективации и субъективации человека в обществе, философия рассматривает субъективный мир в качестве внутренней опоры жизнедеятельности человека, в качестве имманентного истока жизненной энергии и созидания человека. Связь же человека с обществом предстает как противоречивое единство объективации и субъективации, выхода человека вовне своей субъективности и ее сохранения, разрушения человеком своей субъективности и ее восстановления, развития. Ценностная ориентация человека, полагает В. Момов, — это «...персонифицированное отношение к объективной системе ценностей материальных и духовных, наличных и возможных, желательных и должных» [147, 133.]. Под персонификацией при этом понимается сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонифицированные феномены представляют собой качественно новый синтетический результат, получаемый при взаимодействии влияния социальной среды и микросреды личности. В педагогической науке, ценностные ориентации — это сознательные предпочтения (или отвержения) определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. И далее, развиваются ценностные ориентации у человека на основе определенных потребностей, а также под влиянием культурных образцов их удовлетворения. В психологии ценностные ориентации рассматриваю гея как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Совокупность представлений, пишет Н.А.Батурин, «накоплена» в процессе социализации и в индивидуальном опыте взаимодействия с |
защищать интересы каждого индивида этой группы. Ценности можно рассматривать, таким образом, как некие идеальные конструкции или универсалии, ориентирующиеся не на тот или иной тип духовности, а на «...трансцендентальный субъект или "чистое Я", которое всегда одно и то же и никогда не бывает другим» [219, 14-15]. Это можно интерпретировать следующим образом: «...человек всегда должен быть согласен с самим собой; он не должен себе никогда противоречить» [219, 15.]. Данное состояние, в котором все силы человека представляют в себе одну единую силу, и есть та абсолютная ценность, которая, выступая в качестве внутреннего источника культурного бытия, как бы превышает само это бытие. Данная ценность задает, как видим, функциональное поле всех культурных ценностей и всех ценностных ориентации человека и общества как отношения разумных существ друг к другу. Рассматривая диалектику объективации и субъсктивации человека в обществе, философия рассматривает субъективный мир в качестве внутренней опоры жизнедеятельности человека, в качестве имманентного истока жизненной энергии и созидания человека. Связь же человека с обществом предстает как противоречивое единство объективации и субъективации, выхода человека вовне своей субъективности и ее сохранения, разрушения человеком своей субъективности и ее восстановления, развития. Ценностная ориентация человека, полагает В. Момов, — это «...персонифицированное отношение к объективной системе ценностей материальных и духовных, наличных и возможных, желательных и должных» [147, 133.]. Под персонификацией при этом понимается сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонифицированные феномены представляют 52 ч\ собой качественно новый синтетический результат, получаемый при взаимодействии влияния социальной среды:и микросреды личности. В^‘педагогической науке, ценностные ориентации — это сознательные предпочтения (или отвержения) определенных способов поведения, и удовлетворения потребностей. И:далее, развиваются ценностные ориентации у человека на*, основе определенных потребностей, а также, под влиянием культурных образцов их удовлетворения. В? психологии ценностные ориентации рассматриваются как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности; 2) способ дифференциации объектов индивидом по.их значимости. Совокупность представлений, пишет Н.А.Батурин, «накоплена» в процессе социализации и в индивидуальном опыте взаимодействия с. предметами и явлениями, относимыми субъектом к одному классу. Она может объединяться в целостное представление о нормальном,; типичному среднем, должном предмете или явлении. «В наиболее простом' случае оценочное основание— это представление о единичном, но действительно эталонном объекте, признанным таковым на основе индивидуального или социального опыта» [24, 84].. В литературе встречается и соотнесенность ценностных ориентаций с ценностями и фиксирование их как «...что человек особенно ценит в.жизни, чему придает особый положительный жизненный смысл» [154, 572.]. В социальной психологии ценностные ориентации субъективное, индивидуальное отражение в-психике исознании человека социальных ценностей общества и. природы на том или ином, историческом этапе развития. Они’, определяют избирательность отношения человека к материальным: и духовным ценностям, характеризуют жизненную позицию личности, направленность ее устремлений, ее активности. В сознании человека ценностные ориентации представлены в форме идеалов; целей, норм его жизнедеятельности и воплощаются в его поступках. Основное / 53 \ |