Проверяемый текст
Богачев, Роман Рустэмович; Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе деятельности клубных объединений туристической направленности (Диссертация 2009)
[стр. 53]

действительности, конкретное проявление отношения, протекающее в форме фиксированных установок.
Ценностные ориентации Л.В.Пиковский определяет формой убеждения как единство знаний, эмоций и воли, называя их в вершине иерархизированной системы феноменов духовного мира [164, 166.].
Ценностные ориентации определяются и как «ценностные отношения, рассмотренные с точки зрения того, какие именно конкретные общественные ценности они опосредуют», [67, 19].
Другими словами, ценностные ориентации характеризуются тем, какая общественная ценность реализуется отдельными поведенческими программами в тех или иных сферах социальной деятельности человека.
Философско-энциклопедический словарь дает следующее определение ценностным ориентациям отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Указывается, что понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии как
аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует.
Хотя «ценностные ориентации» исследователи рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценности и ценностные ориентации различались по параметру «общее индивидуальное», либо «реально действующее рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании.
В настоящее время более эвристичным признается восходящее в К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентации, как субъективных концепций ценностей или разновидностей
атгитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
53
[стр. 55]

Ценностные ориентации в узком смысле ориентации личности или группы относительно какой-либо отдельной сферы жизнедеятельности.
Ценностные ориентации в широком смысле — ориентации относительно всего пространства возможных сфер жизнедеятельности; разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей, в силу чего ценностные ориентации приобретают функцию регуляторов социального поведения индивидов; социально детерминированная и зафиксированная в психике индивида направленность личности на цели и средства деятельности; ценностные ориентации отражают отношения индивида к социальной действительности и в этом смысле определяют его мотивацию; этические императивы (повелевающие требования) трудовой деятельности, являющиеся одним из пяти элементов социально-психологической структуры труда; определенная структура отношений личности к фактам действительности, конкретное проявление отношения, протекающее в форме фиксированных установок.
Л.В.Пиковский определяет ценностные ориентации формой убеждения как единство знаний, эмоций и воли, называя их в вершине иерархизированной системы феноменов духовного мира [164, 166.].
Ценностные ориентации определяются и как «ценностные отношения, рассмотренные с точки зрения того, какие именно конкретные общественные ценности они опосредуют», [67, 19].
Другими словами, ценностные ориентации характеризуются тем, какая общественная ценность реализуется отдельными поведенческими программами в тех или иных сферах социальной деятельности человека.
Философско-энциклопедический словарь дает следующее определение ценностным ориентациям отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Указывается, что понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии как
55

[стр.,56]

аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует.
Хотя «ценностные ориентации» исследователи рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценности и ценностные ориентации различались по параметру «общее индивидуальное», либо «реально действующее рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании.
В настоящее время более эвристичным признается восходящее в К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентации, как субъективных концепций ценностей или разновидностей
аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
В социальной антропологии ценностью называется некое общее содержание смыслов жизни людей, находящихся в сходных жизненных ситуациях.
Являясь нормативно закрепленным обобщением смыслов, ценности в дальнейшем выступают в качестве средств унификации поиска людьми своего индивидуального смысла в индивидуальной ситуации.
Таким образом, ценности унифицируют и облегчают поиск смысла жизни.
Ошибочно полагать, что принятые человеком ценности подменяют и заменяют собой индивидуальные смыслы жизни.
Они соотносят множество индивидуальных смыслов друг с другом, связывают их, объединяют в некое единство.
Определяя проблему ценностей как проблему междисциплинарного подхода, Д.А.Леонтьев выделяет три формы существования ценностей [133].
Форма 1.
Общественные идеалы.
Общественные идеалы — это выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.
56

[Back]