значит с помощью объекта мышления выявить то, что еще не стало предметом мышления, т.е. устремиться к трансцендентному (но не в метафизическом плане), к тому, что располагается за границами повседневного опыта. Эта мысль о том, что еще находится за пределами мыслимого и есть наивысшее переживание. Ценностные ориентации, как лично переживаемую ориентацию поведения, можно определить как функционирующую ценность. Ценность это автономная сущность, которая символизирует некое «благо». А ценностные ориентации — это ориентации, складывающиеся в процессе осознания этой ценности и обуславливающие благостность жизнедеятельности субъекта (отражение некоего объекта в качестве ценности). Эрих Фромм писал, что любой «...человек ориентирован на определенные ценности социальные, моральные, психологические и другие. Как я могу узнать, что путь, по которому движется человек, выбран им всерьез и надолго и что он не свернет с этого пути под влиянием каких-либо обстоятельств? Разве есть такой миг в процессе жизни, который можно считать вершиной, кульминацией в формировании личности, о котором можно с полным правом утверждать, что в этот миг человек есть именно то, что он есть, и уже теперь он никогда не станет иным? С точки зрения статистики, может быть, и можно такое утверждать о многих людях. Но можно ли утверждать это о каждом человеке вплоть до его смерти и сам он может ли сказать о себе, что он не стал бы другим если бы дольше прожил на свете» [223, 8-9.]. В связи с этим Э.Фромм предложил для определения человека выбор других критериев, а именно два рода страстей и влечений. Первый род влечений имеет чисто биологическое происхождение и распространяется практически в равной мере на всех людей. К ним относи тся, прежде всего, потребность выживания, с которой связаны потребность в пище и питье, потребность в безопасности. 56 |
9) бихевиористсткий; 10)социально-психологический; 11)постмодернистский. М.С.Каган определяет ценности как значение предмета для человека как субъекта. «Система таких значений и становится необходимой ему культурной силой диалектически взаимосвязанной и взаимодействующей с его потребностями в творимых им предметах и служащих этому знаниях» [88, 145.]. Функциональное поле понятия «ценностные ориентации» задается признанием самостоятельного мира ценностей. Ведь ценности это, прежде всего, феномены, сущность которых заключается в значимости, а не в фактичности. Но подлинная значимость, как некое «бытие — долженствование», всегда как бы «притягивает» духовную сущность вещи. Мыслить вещь не означает обладать ею как объектом мышления; мыслить значит с помощью объекта мышления выявить то, что еще не стало предметом мышления, т.е. устремиться к трансцендентному (но не в метафизическом плане), к тому, что располагается за границами повседневного опыта. Эта мысль о том, что еще находится за пределами мыслимого и есть наивысшее переживание. Ценностные ориентации, как лично переживаемую ориентацию поведения, можно определить как функционирующую ценность. Ценность это автономная сущность, которая символизирует некое «благо». А ценностные ориентации — это ориентации, складывающиеся в процессе осознания этой ценности и обуславливающие благостность жизнедеятельности субъекта (отражение некоего объекта в качестве ценности). Эрих Фромм писал, что любой «...человек ориентирован на определенные ценности социальные, моральные, психологические и другие. Как я хмогу узнать, что путь, по которому движется человек, выбран им всерьез и надолго и что он не свернет с этого пути под влиянием каких-либо 58 * обстоятельств? Разве есть такой миг в процессе жизни, который можно * считать вершиной, кульминацией в формировании личности, о котором можно с полным правом утверждать, что в этот миг человек есть именно то, что он есть, и уже теперь он никогда не станет иным? С точки зрения статистики, может быть, и можно такое утверждать о многих людях. Но можно ли утверждать это о каждом человеке вплоть до его смерти и сам он может ли сказать о себе, что он не стал бы другим если бы дольше прожил на свете» [223, 8-9.]. В связи с этим Э.Фромм предложил для определения человека выбор других критериев, а именно два рода страстей и влечений. Первый род влечений имеет чисто биологическое происхождение и распространяется практически в равной мере на всех людей. К ним относится, прежде всего, потребность выживания, с которой связаны потребность в пище и питье, потребность в безопасности. Страсти второго рода имеют далеко не биологические корни, и в силу этого у всех людей разные. Их возникновение связано с различными социальными структурами. Страстями являются любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д. Ценностное в теоретико-познавательном контексте, пишет Л.А. Микешина, это, во-первых, противоположное когнитивному отношению к объекту, то есть отношение эмоционально окрашенное, содержащее интересы, предпочтения, установки и т.п., сформировавшиеся у субъекта под воздействием ценностного сознания (нравственного, философского, религиозного и др.) и социокультурных факторов в целом. Во-вторых, это ценностные ориентации внутри самого познания, то есть собственно логикометодологические параметры, в том числе и мировоззренчески окрашенные, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения, доказательства, организации знания и т.п. (например, критерии научности, идеалы и нормы исследования). В-третьих, ценности в познании 59 это объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза, теория и др.) и эффективное операциональное знание (научные методы, регулятивные принципы, которые именно благодаря истинности, правильности, информативности обретает значимость и ценность для общества) [145, 39]. Таким образом, важнейшая функция ценностной ориентации состоит в том, чтобы избежать опасности абсолютизации как материальных, так и духовных ценностей. Человек, как высшая ценность, не может быть ни чисто эмпирическим «Я», ни субъектом, наделенным сверхиндивидуальным смыслом, превращающим его в метафизическую реальность или абсолютный «дух». Таким образом, обобщив данные исследований, мы определяем следующее: 1. Проблема изучения феномена ценностных ориентаций является достаточно популярной в философских, социологических, психологических, культурологических и педагогических исследованиях. 2. Ценностные ориентации, как лично переживаемую ориентацию поведения, можно определить как функционирующую ценность. Ценность это автономная сущность, которая символизирует некое «благо». А ценностные ориентации — это ориентации, складывающиеся в процессе осознания этой ценности и обуславливающие благостность жизнедеятельности субъекта (отражение некоего объекта в качестве ценности). 3. Будучи органической частью нравственного формирования личности, формирование ценностных ориентаций представляет собой сознательный целенаправленный процесс включения личности в различные виды деятельности, стимулирования ее активности. 60 |