ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 119 Проведенный в диссертации политико-социологический анализ позволяет сделать определенные научные выводы. Во-первых, правосознание наряду с нормами и ценностями права это элементы социокультурной системы общества. Во-вторых, правосознание следует рассматривать как систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей как совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании. Охватывая все виды деятельности, созданные в области права, правосознание воплощает достижения правовой мысли, ценностных норм правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Правосознание как категория общечеловеческих ценностей, является результатом демократических завоеваний. Представляя определенную систему овеществленных и идеальных элементов, функционирующих в сфере действия права, она отражается в сознании и поведении людей. Исследуя вопрос о состоянии правосознания в РА, взяв за основу социальный и правовой аспекты данной проблемы, автор пришел к выводу, согласно которому правосознание сегодня, так же как и другие сферы жизнедеятельности общества, переживает кризисные состояния и находится на довольно низком уровне, что в свою очередь влечет за собой негативные последствия в виде определенных факторов, тормозящих процесс формирования правосознания, а, следовательно и становление гражданского общества. Поэтому автор счел необходимым рассмотреть некоторый комплекс мер, направленных на повышение уровня правовой культуры в РА. Это такие меры как: совершенствование законодательства; усовершенствование, то есть более детализированная, четкая разработка механизма исполнения законодательных актов; |
248 З А К Л Ю Ч Е Н И Е Проведенный в диссертации политико-социологический анализ позволяет сделать определенные научные выводы. Во-первых, правовая культура наряду с нормами и ценностями права это элементы соционормативной культуры общества в целом. Во-вторых,ее следует рассматривать как систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей как совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании. Охватывая все ценности, созданные в области права, правовая культура общества воплощает достижения правовой мысли, юридической техники и правовой политики, являясь выражением всей совокупности важных элементов ценностных норм* правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Правовая культура как категория общечеловеческих ценностей, является результатом демократических завоеваний. Представляя определенную систему овеществленных и идеальных элементов, функционирующих в сфере действия права,она отражется в сознании и поведении людей. Находясь в сложном органическом единстве с другими областями культуры,она проявляется как часть единого целого культуры общества. Как таковая, правовая культура несет в себе особенности общей культуры, проявляющиеся в специфическом содержании, в чертах и щ принципах. Сущность культуры это процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни; таким образом данное определение сущности культуры аккумулирует в себе самые разнообразные определения 250 окружающей природной и социальной действительности, а также на осознании самого себя, своего происхождения, норм и обычаев своей жизни; 2) процесс развития духовной сферы этноса, который в свою очередь отчасти определяется лежащими в его основе такими экономическими аспектами, как способ производства, формы собственности хозяйственной жизни социума. (Так как параллельно с процессом развития хозяйственной деятельности, формированием какой-либо разновидности собственности происходит осознание человеком самого себя и форм(организационных, нормативных и других) своего бытия; « 3) философские и социальные основы Российской правовой культуры базируются на исторических аспектах формирования и развития Российского государства, так как, начиная с времен Киевской Руси вплоть до свершения социалистической Октябрьской революции двадцатого столетия, отношение к праву носило как бы двойственный характер, т.е. с одной стороны(так исторически сложилось), что политические интересы в России зачастую превалировали над нормальным функционированием правовой системы, а с другой стороны тенденция(во второй половине XIX в.) перехода от права силы к силе права, т.е. к учреждению новых правовых институтов прав и свобод индивида, которые должны были выражать демократические интересы большинства в обществе. Исследуя вопрос о состоянии правовой культуры в современном I Российском обществе, взяв за основу социальный и правовой аспекты данной проблемы, автор пришел к выводу, согласно которому правовая культура сегодня, так же как и другие сферы жизнедеятельности общества, переживает кризисные состояния и находится на довольно низком уровне, что в свою очередь влечет за собой негативные последствия в виде определенных факторов, тормозящих процесс формирования правового государства, а следовательно и становление гражданского общества. Поэтому автор счел 248 З А К Л Ю Ч Е Н И Е Проведенный в диссертации политико-социологический анализ позволяет сделать определенные научные выводы. Во-первых, правовая культура наряду с нормами и ценностями права это элементы соционормативной культуры общества в целом. Во-вторых,ее следует рассматривать как систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей как совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании. Охватывая все ценности, созданные в области права, правовая культура общества воплощает достижения правовой мысли, юридической техники и правовой политики, являясь выражением всей совокупности важных элементов ценностных норм* правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Правовая культура как категория общечеловеческих ценностей, является результатом демократических завоеваний. Представляя определенную систему овеществленных и идеальных элементов, функционирующих в сфере действия права,она отражется в сознании и поведении людей. Находясь в сложном органическом единстве с другими областями культуры,она проявляется как часть единого целого культуры общества. Как таковая, правовая культура несет в себе особенности общей культуры, проявляющиеся в специфическом содержании, в чертах и щ принципах. Сущность культуры это процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни; таким образом данное определение сущности культуры аккумулирует в себе самые разнообразные определения |