121 только официальный источник правовой информации в РА, но и своеобразный "щит" в защите прав граждан Так же как правовая культура находится во взаимосвязи и взаимовлиянии с однотипными культурными комплексами, принадлежащими к разным культурным сферам (в том числе и политические элементы, образующие правовую культуру, одновременно включаются и в другие структуры), так правосознание входит в систему общественного сознания, правоотношения входят в систему общественных отношений, право входит в систему социальных норм. Так, неразрывная связь права с массовыми интересами и потребностями развития общества присуща всем историческим типам права, хотя и приобретает в зависимости от общественных условии различную социальную направленность и определяет специфическую особенность правовой культуры. Политика и право наряду с общими принципами, совпадающими целями, общностью исторических судеб имеют различные социальные функции. Это отличие выражается, прежде всего, в особенностях правотворческой и правоприменительной деятельности, формировании и функционировании правосознания. Таким образом, политическая активность и правосознание представляют собой устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе систематического функционирования различных структурных элементов нормативной системы права, морали, традиции и т.д. Неустойчивость фундаментальных оснований в деятельности общества, характерная для современного периода развития общества, предопределяет "мятущееся" общественное сознание, трансформирующееся в такое же количество правосознания. Все формы общественного сознания выступают в качестве элементов единой системы отражения общественного бытия, действуют во взаимосвязи и взаимодействии. Они дополняют друг друга, оказывая воздействие на |
253 приобретает в зависимости от общественных условий различную социальную направленность и определяет специфическую особенность правовой культуры. Политика и право наряду с общими принципами, совпадающими целями, общностью исторических судеб имеют различные социальные функции. Это отличие выражается прежде всего в особенностях правотворческой и правоприменительной деятельности, формировании и функционировании правосознания. Таким образом, политика и право выражает различные среды жизненного пространства общества. Так, политическая и правовая культура находятся в постоянном взаимодействии, обогащая друг друга, интегрируя различные компоненты жизненного пространства. Принципы и нормы политической культуры неизбежно воздействуют на развитие права, как составной части правовой культуры общества. Правовая культура в своей правоприменительной деятельности содержит совокупность как правовых, так и политических требований. Генезис как правовой, так и политической культуры происходит в ходе исторического развития, в результате изменения исторических условий под влиянием объективных обстоятельств. Радикальное изменение ценностей(они существенно изменяются в зависимости от переживаемого обществом этапа исторического развития), пришедших в противоречия с потребностями общественного развития, осуществляется в ходе смены одной цивилизации другой. Это и определяет утверждение новой системы ценностей. Ценности политической и правовой культуры реализуются в жизнь конкретными людьми, однако детерминированы они общественно-классовыми интересами. Важной качественной характеристикой правовой и политической культуры является нормативность. Она отражается на сфере сознания, идеологии, ценностных ориентирах, образе жизни, то есть пронизывает все уровни общественных и частных интересов. 254 В своей совокупности правовая и политическая культура имеют огромное практическое значение и особенно в период перехода к гражданскому•ь* обществу и правовому государству. Таким образом, политическая и правовая культура представляют собой устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе систематического функционирования различных структурных элементов нормативной системы права, морали, традиций и т.д. Неустойчивость фундаментальных оснований в деятельности общества, характерная для современного периода развития Российского общества, предопределяет “мятущееся” общественное сознание, трансформирующееся в такое же количество правосознания. Все формы общественного сознания выступают в качестве элементов единой системы отражения общественного бытия, действуют во взаимосвязи и взаимодействии. Они дополняют друг друга, оказывая воздействие на деятельность людей, развитие или, наоборот, торможение общественных отношений. Следует подчеркнуть, что правосознание нельзя считать механическим элементом общественного сознания. Специфика его состоит в том, что оно опирается на принудительную силу, оснащается не только возможной, но и действующей силой. Этим оно отличается от других форм общественного сознания. Важным характеризующим условием этого процесса является соединение правового сознания с политическими идеями, с политическим сознанием, с политической борьбой. Таким образом, правосознание представляет собой результат отражения права в сознании людей, воплощаемый в совокупности знаний и оценок как ч относительно самого права, так и опосредствующих его социальных институтов(государства, законности, правопорядка и т.п.). 254 В своей совокупности правовая и политическая культура имеют огромное практическое значение и особенно в период перехода к гражданскому•ь* обществу и правовому государству. Таким образом, политическая и правовая культура представляют собой устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе систематического функционирования различных структурных элементов нормативной системы права, морали, традиций и т.д. Неустойчивость фундаментальных оснований в деятельности общества, характерная для современного периода развития Российского общества, предопределяет “мятущееся” общественное сознание, трансформирующееся в такое же количество правосознания. Все формы общественного сознания выступают в качестве элементов единой системы отражения общественного бытия, действуют во взаимосвязи и взаимодействии. Они дополняют друг друга, оказывая воздействие на деятельность людей, развитие или, наоборот, торможение общественных отношений. Следует подчеркнуть, что правосознание нельзя считать механическим элементом общественного сознания. Специфика его состоит в том, что оно опирается на принудительную силу, оснащается не только возможной, но и действующей силой. Этим оно отличается от других форм общественного сознания. Важным характеризующим условием этого процесса является соединение правового сознания с политическими идеями, с политическим сознанием, с политической борьбой. Таким образом, правосознание представляет собой результат отражения права в сознании людей, воплощаемый в совокупности знаний и оценок как ч относительно самого права, так и опосредствующих его социальных институтов(государства, законности, правопорядка и т.п.). |