деятельность людей, развитие или, наоборот, торможение общественных отношений. Следует подчеркнуть, что правосознание нельзя считать механическим элементом общественного сознания. Специфика его состоит в том, что оно опирается на принудительную силу, оснащается не только возможной, но и действующей силой. Этим оно отличается от других форм общественного сознания. Важным характеризующим условием этого процесса является соединение правового сознания с политическими идеями, с политическим сознанием, с политической борьбой. Таким образом, правосознание представляет собой результат отражения права в сознании людей, воплощаемый в совокупности знаний и оценок как относительно самого права, так и опосредствующих его социальных * институтов (государства, законности, правопорядка и т.п.). Успешное решение задач формирования и развития законности и правопорядка в соответствии с принципами гражданского общества и правового государства, повышение социально-правовой активности граждан, правового воспитания, решительной борьбы с преступностью в очередной раз обусловливают внимание к философско-правовым проблемам жизни общества, к проблемам управления формированием правосознания. Правосознание это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового развития личности в соответствии с требованиями правовой государственности. В настоящее время правосознание находится в состоянии глубоких структурных реформ, в условиях перехода от социо к персоноцентристскому типу, то есть от правого регресса к правому прогрессу. При этом основным направлением ее развития является построение правового государства, как пролога формирования гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные. 122 |
254 В своей совокупности правовая и политическая культура имеют огромное практическое значение и особенно в период перехода к гражданскому•ь* обществу и правовому государству. Таким образом, политическая и правовая культура представляют собой устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе систематического функционирования различных структурных элементов нормативной системы права, морали, традиций и т.д. Неустойчивость фундаментальных оснований в деятельности общества, характерная для современного периода развития Российского общества, предопределяет “мятущееся” общественное сознание, трансформирующееся в такое же количество правосознания. Все формы общественного сознания выступают в качестве элементов единой системы отражения общественного бытия, действуют во взаимосвязи и взаимодействии. Они дополняют друг друга, оказывая воздействие на деятельность людей, развитие или, наоборот, торможение общественных отношений. Следует подчеркнуть, что правосознание нельзя считать механическим элементом общественного сознания. Специфика его состоит в том, что оно опирается на принудительную силу, оснащается не только возможной, но и действующей силой. Этим оно отличается от других форм общественного сознания. Важным характеризующим условием этого процесса является соединение правового сознания с политическими идеями, с политическим сознанием, с политической борьбой. Таким образом, правосознание представляет собой результат отражения права в сознании людей, воплощаемый в совокупности знаний и оценок как ч относительно самого права, так и опосредствующих его социальных институтов(государства, законности, правопорядка и т.п.). 255 Успешное решение задач формирования и развития законности и правопорядка в соответствии с принципами гражданского общества и правового государства, повышение социально-правовой активности граждан России, правового воспитания, решительной борьбы с преступностью в очередной раз обусловливают внимание к философско-правовым проблемам жизни общества, к проблемам правовой культуры. Правовая культура это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности в соответствии с требованиями правовой государственности. В настоящее время Российская правовая культура находится в состоянии глубоких структурных реформ, в условиях перехода от социо к персоноцентристскому типу, то есть от правого регресса к правому прогрессу. При этом основным направлением ее развития является построение правового государства, как пролога формирования гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные. Так, историко-правовой анализ проблемы формирования и развития концепции правового государства, позволяет автору сделать вывод, согласно которому, идея правового государства, уходящая корнями в глубину античной эпохи, и затем благодаря усилиям передовых мыслителей многих столетий, вплоть до дореволюционных преобразований в России, превратилась в стройную теорию, и далее нашла свое практическое воплощение в исторической практике целого ряда стран мира, и в том числе в обновляющейся России на современном этапе ее развития. Согласно современной трактовке понятия правового государства подразумевает следующие характеристики: 1) верховенство закона во всех сферах жизни общества; 255 Успешное решение задач формирования и развития законности и правопорядка в соответствии с принципами гражданского общества и правового государства, повышение социально-правовой активности граждан России, правового воспитания, решительной борьбы с преступностью в очередной раз обусловливают внимание к философско-правовым проблемам жизни общества, к проблемам правовой культуры. Правовая культура это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности в соответствии с требованиями правовой государственности. В настоящее время Российская правовая культура находится в состоянии глубоких структурных реформ, в условиях перехода от социо к персоноцентристскому типу, то есть от правого регресса к правому прогрессу. При этом основным направлением ее развития является построение правового государства, как пролога формирования гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные. Так, историко-правовой анализ проблемы формирования и развития концепции правового государства, позволяет автору сделать вывод, согласно которому, идея правового государства, уходящая корнями в глубину античной эпохи, и затем благодаря усилиям передовых мыслителей многих столетий, вплоть до дореволюционных преобразований в России, превратилась в стройную теорию, и далее нашла свое практическое воплощение в исторической практике целого ряда стран мира, и в том числе в обновляющейся России на современном этапе ее развития. Согласно современной трактовке понятия правового государства подразумевает следующие характеристики: 1) верховенство закона во всех сферах жизни общества; |