Проверяемый текст
Комарова, Ольга Юрьевна. Правовая культура как объективная необходимость формирования правового сознания человека в условиях становления гражданского общества (Диссертация 1998)
[стр. 19]

действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях47.
Так как правосознание является специфической формой общественного сознания, то можно выделить ряд его характерных особенностей.
В
правосознании отражаются лишь только те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества.
Оно охватывает процесс создания
правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни.
Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через социально-ориентированное сознание, а затем получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
Правовые нормы можно рассматривать как идеальные юридические,
типовые модели поведения людей в определенных типических обстоятельствах.
Материалом, из которого построены эти модели, являются юридические понятия, их различные сочетания, т.е.правовые взгляды.
Объективизированные в правовых нормах правовые взгляды приобретают особую структуру, характерную для юридического нормативного регулирования.
Они содержат указание на общие признаки обстоятельств, при которых соответствующее правило поведения может или должно осуществляться, указание на общие признаки возможного и обязательного при наличии этих обстоятельств поведения и, наконец, указание на последствия несоблюдения соответствующего поведения.
Такая структура необходима для придания правовым взглядам особенного социального содержания, особой, государственно-нормативной волевой направленности.
Особенностью правосознания является способ отражения явлений общественной жизни.
К их числу относятся, например, такие понятия, как
47Общая теория права и государства.
М.: Юрист.
1994.
С.
155.
20
[стр. 118]

Все воспринимаемые сознанием человека явления соотносятся с его мировоззрением, преломляются в нем.
Поэтому от полноты, ясности, объективности мировоззрения в очень большой степени зависит поведение индивида, его практическая деятельность.
Важную роль играет соотношение между идеями и взглядами человека и их реализацией в жизни.
Поскольку в любом цивилизованном обществе действует определенная система законодательства, регулирующая и упорядочивающая все сферы жизнедеятельности человека(социально-экономическую, политическую, культурную), личность дает свою оценку окружающим ее различным правовым явлениям, выявляя при этом свое отношение к праву в виде правосознания.
Выступая как элемент единой системы общественного сознания наряду с социально-ориентированным сознанием, правосознание представляет собой особое структурное образование, которое, с одной стороны, подчиняется определенным, общим для всех элементов общественного сознания закономерностям формирования и функционирования, общим закономерностям внутренней структуры и, с другой стороны, обладает специфичностью, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное образование, занимающее в структуре общественного сознания свое, особое место и выполняющее только ему присущие функции.
Правосознание явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.
Оно представляет собой сферу сознания, отражающую социальную правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение(деятельность) людей в юридически значимых ситуациях(59).
Так как правосознание является специфической формой общественного сознания, то можно выделить ряд его характерных особенностей.
Во-первых,
в правосознании отражаются лишь только те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества.
Оно охватывает процесс создания
118

[стр.,119]

правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни.
Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через социально-ориентированное сознание, а затем получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
Правовые нормы можно рассматривать как идеальные юридические,
гиповые модели поведения людей в определенных типических обстоятельствах.
Материалом, из которого построены эти модели, являются юридические понятия, их различные сочетания, т.е.правовые взгляды.
Объективизированные в правовых нормах правовые взгляды приобретают особую структуру, характерную для юридического нормативного регулирования.
Они содержат * указание на общие признаки обстоятельств, при которых соответствующее правило поведения может или' должно осуществляться, указание на общие признаки возможного и обязательного при наличии этих обстоятельств поведения и, наконец, указание на последствия несоблюдения соответствующего поведения.
Такая структура необходима для придания правовым взглядам особенного социального содержания, особой, государственно-нормативной волевой направленности.
Особенностью правосознания является способ отражения явлений общественной жизни.
К их числу относятся, например, такие понятия, как
правомерность, неправомерность, правоотношения, юридическая ответственность, законность.
Социально-ориентированное сознание отражает социальную(среду) действительность в форме оценочных отношений к обществу в целом, к индивидам социума, к социальным установкам и * ценностным ориентациям и т.д.
Таким образом, категории правосознания и социально-ориентированного сознания это наиболее общие понятия, с помощью которых общество оценивает прежде всего поведение людей в целом, а затем определяет 119

[стр.,387]

правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни.
Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через социально-ориентированное сознание, а затем получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
Правовые нормы можно рассматривать как идеальные юридические,
гиповые модели поведения людей в определенных типических обстоятельствах.
Материалом, из которого построены эти модели, являются юридические понятия, их различные сочетания, т.е.правовые взгляды.
Объективизированные в правовых нормах правовые взгляды приобретают особую структуру, характерную для юридического нормативного регулирования.
Они содержат * указание на общие признаки обстоятельств, при которых соответствующее правило поведения может или' должно осуществляться, указание на общие признаки возможного и обязательного при наличии этих обстоятельств поведения и, наконец, указание на последствия несоблюдения соответствующего поведения.
Такая структура необходима для придания правовым взглядам особенного социального содержания, особой, государственно-нормативной волевой направленности.
Особенностью правосознания является способ отражения явлений общественной жизни.
К их числу относятся, например, такие понятия, как
правомерность, неправомерность, правоотношения, юридическая ответственность, законность.
Социально-ориентированное сознание отражает социальную(среду) действительность в форме оценочных отношений к обществу в целом, к индивидам социума, к социальным установкам и * ценностным ориентациям и т.д.
Таким образом, категории правосознания и социально-ориентированного сознания это наиболее общие понятия, с помощью которых общество оценивает прежде всего поведение людей в целом, а затем определяет 119

[Back]