Проверяемый текст
Комарова, Ольга Юрьевна. Правовая культура как объективная необходимость формирования правового сознания человека в условиях становления гражданского общества (Диссертация 1998)
[стр. 20]

правомерность, неправомерность, правоотношения, юридическая ответственность, законность.
Социально-ориентированное сознание отражает социальную (среду) действительность в форме оценочных отношений к обществу в целом, к индивидам социума, к социальным установкам и ценностным ориентациям и т.
д.
Таким образом, категории правосознания и социально-ориентированного сознания это наиболее общие понятия, с помощью которых общество оценивает, прежде всего, поведение людей в целом, а затем определяет
«желательный» правовой порядок.
Содержание социально-ориентированного сознания строится на следующих основах, носящих характер оценочных отношений к социуму и его субъектам: 1) к социально-активному (пассивному) поведению окружающих; 2) к своему поведению, как субъекту социальных отношений; 3) к социальным установкам, определяющим поведение в различных ситуациях.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности(преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам(прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).
Необходимо различать в правовом сознании его стороны: правовую идеологию и социально-правовую психологию.

Идеологическая и психологическая стороны правосознания по-разному отражаются и выражаются в различных общественных явлениях.
При этом многие из них нельзя связать только с идеологическими или только с социальнопсихологическими выражениями правосознания.
Это очевидно на примере
[стр. 119]

правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни.
Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через социально-ориентированное сознание, а затем получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
Правовые нормы можно рассматривать как идеальные юридические, гиповые модели поведения людей в определенных типических обстоятельствах.
Материалом, из которого построены эти модели, являются юридические понятия, их различные сочетания, т.е.правовые взгляды.
Объективизированные в правовых нормах правовые взгляды приобретают особую структуру, характерную для юридического нормативного регулирования.
Они содержат * указание на общие признаки обстоятельств, при которых соответствующее правило поведения может или' должно осуществляться, указание на общие признаки возможного и обязательного при наличии этих обстоятельств поведения и, наконец, указание на последствия несоблюдения соответствующего поведения.
Такая структура необходима для придания правовым взглядам особенного социального содержания, особой, государственно-нормативной волевой направленности.
Особенностью правосознания является способ отражения явлений общественной жизни.
К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношения, юридическая ответственность, законность.
Социально-ориентированное сознание отражает социальную(среду) действительность в форме оценочных отношений к обществу в целом, к индивидам социума, к социальным установкам и * ценностным ориентациям и т.д.
Таким образом, категории правосознания и социально-ориентированного сознания это наиболее общие понятия, с помощью которых общество оценивает прежде всего поведение людей в целом, а затем определяет
119

[стр.,120]

«желательный» правовой порядок.
Содержание социально-ориентированного сознания строится на следующих основах, носящих характер оценочных отношений к социуму и его субъектам: 1) к социально-активному(пассивному) поведению окружающих.
2) к своему поведению, как субъекту социальных отношений.
3) к социальным установкам, определяющим поведение в различных* ситуациях.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству(его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности(преступности,,преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам(прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению(самооценка).
Необходимо различать в правовом сознании его стороны: правовую * идеологию и социально-правовую психологию.

ш Идеологическая и психологическая стороны правосознания по-разному отражаются и выражаются в различных общественных явлениях.
При этом многие из них нельзя связать только с идеологическими или только с социально-психологическими выражениями правосознания.
Это очевидно на примере
такой важной формы проявления правового сознания, как деятельность людей, их практическое поведение.
Весьма специфической, внутренне единой формой правового сознания являются юридические нормы, которые опять-таки обусловлены и идеологической, и социальнопсихологической сторонами правосознания.
Таким образом, обе стороны, по-разному преломляясь сквозь • внутреннюю специфику, могут выступать при этом одновременно.
На уровне 120

[стр.,388]

«желательный» правовой порядок.
Содержание социально-ориентированного сознания строится на следующих основах, носящих характер оценочных отношений к социуму и его субъектам: 1) к социально-активному(пассивному) поведению окружающих.
2) к своему поведению, как субъекту социальных отношений.
3) к социальным установкам, определяющим поведение в различных* ситуациях.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству(его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности(преступности,,преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам(прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению(самооценка).
Необходимо различать в правовом сознании его стороны: правовую * идеологию и социально-правовую психологию.

ш Идеологическая и психологическая стороны правосознания по-разному отражаются и выражаются в различных общественных явлениях.
При этом многие из них нельзя связать только с идеологическими или только с социально-психологическими выражениями правосознания.
Это очевидно на примере
такой важной формы проявления правового сознания, как деятельность людей, их практическое поведение.
Весьма специфической, внутренне единой формой правового сознания являются юридические нормы, которые опять-таки обусловлены и идеологической, и социальнопсихологической сторонами правосознания.
Таким образом, обе стороны, по-разному преломляясь сквозь • внутреннюю специфику, могут выступать при этом одновременно.
На уровне 120

[Back]