25 и категории социальных интересов, выраженных в социально-ориентированном сознании, как форме общественного сознания, а также для усвоения общественным правосознанием общих принципов и норм правовой системы, находящейся в стадии становления. Начало стабильного развития общества, государства, права повышает значение нормативного правопонимания. Причины распространенности взгляда на право как на изложенную в текстах законов стабильную систему норм, правил поведения, поддерживаемых государственной властью, коренятся в стремлении общества найти устойчивые ориентиры после смены политики и политиков, в растущем желании «жить по новому закону», а не применительно к обстоятельствам. Любое понимание права имеет как достоинства, так и недостатки. Так, нравственное правопонимание способно принять и выдать за право содержащиеся в общественном, групповом, индивидуальном сознании разнообразные и противоречивые представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, похвальном и постыдном . Своеобразное преломление в массовом сознании получило нормативное понимание права. В обыденном правосознании последних десятилетий закон ассоциировался либо с декларацией, либо с наказанием; право закон виделось прежде всего как Конституция и Уголовный Кодекс. Практическое же знакомство граждан с правом обычно ограничивалось знанием некоторых норм административного, гражданского права, некоторых положений кодекса о браке и семье, пенсионного законодательства . Наконец, социологическое понимание права, отождествляя право с правопорядком, порождает представление о праве как в любом порядке, заменяя право общераспространенной практикой, «обычностью», «общепринятостью», целесообразностью. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов 2001.-С. 134. 54Попондопуло В. Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права)// Правоведение. 2002. № 4. С. 85,96. |
обыденное, массовое правопонимание), в каждом из которых свое представление о праве, оно имеет вертикальные срезы по классам и другим социальным группам, придерживающимся порой противоположных представлений о правомерном и неправомерном. Обыденное, массовое правосознание содержит такую сложнейшую палитру правовых и моральных принципов, что порой каждая личность имеет очень индивидуальное понятие о $ праве и не праве(62). Однако сами по себе мнения, представление, убеждение не есть действенные регуляторы поведения. Давно замечен парадокс: видя и одобряя лучшее, люди нередко избирают худшее, что чувства и интеллект человека далеко не всегда в ладу. Поэтому правосознание не всегда способно воздействовать на волевой выбор вариантов поведения в соответствии с их правовой оценкой. Как слова закона не действуют без их осознания, так и правовые представления лишь обозначают возможные линии поведения как «должное», но не содержат достаточных волевых импульсов для их осуществления. Но если правопорядок является фактом, значит существует и право, но не в виде слов закона и не только лишь как правовые знания и А •а представления(самые разнообразные), а как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. . На таком понимании основаны социологические концепции права. Таким образом, существуя одновременно, различные правопонимания не вполне равноценны на разных этапах развития общества, государства, права. Как справедливо отмечает О.Э.Лейст, в период становления или глубокого изменения правовой системы на первый план закономерности выходит нравственное понимание права(бЗ): оно важно и для перевода в правовые понятия и категории социальных интересов, выраженных в социальноориентированном сознании, как форме общественного сознания, а также для усвоения общественным правосознанием общих принципов и норм правовой 123 системы, находящейся в стадии становления. Начало стабильного развития общества, государства, права повышает значение нормативного правопонимания. Причины распространенности взгляда на право как на изложенную в текстах законов стабильную систему норм, правил поведения, поддерживаемых государственной властью, коренятся в стремлении общества найти устойчивые ориентиры после смены политики и политиков, в растущем желании «жить по новому закону», а не применительно кобстоятельствам. Любое понимание права имеет как достоинства, так и недостатки. Так, нравственное правопонимание способно принять и выдать за право содержащиеся в общественном, групповом, индивидуальном сознании * * разнообразные и противоречивые представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, похвальном и постыдном. Своеобразное преломление в массовом сознании получило нормативное понимание права. В обыденном правосознании последних десятилетий закон ассоциировался либо с декларацией, либо с наказанием; право закон виделось прежде всего как Конституция и Уголовный Кодекс. Практическое же знакомство граждан с правом обычно ограничивалось знанием некоторых норм административного, гражданского права, некоторых положений кодекса о браке и семье, пенсионного законодательства. Наконец, социологическое понимание права, отождествляя право с правопорядком, порождает представление о праве как в любом порядке, заменяя право общераспространенной практикой, «обычностью», «общепринятостью», целесообразностью. Думается, что в настоящее время наиболее верным в понимании права было бы сочетание элементов нормативного и естественноправового подходов(64). Анализируя сущность правосознания, его особенности, нельзя не обратиться к его различным видам. С точки зрения глубины отражения системы, находящейся в стадии становления. Начало стабильного развития общества, государства, права повышает значение нормативного правопонимания. Причины распространенности взгляда на право как на изложенную в текстах законов стабильную систему норм, правил поведения, поддерживаемых государственной властью, коренятся в стремлении общества найти устойчивые ориентиры после смены политики и политиков, в растущем желании «жить по новому закону», а не применительно кобстоятельствам. Любое понимание права имеет как достоинства, так и недостатки. Так, нравственное правопонимание способно принять и выдать за право содержащиеся в общественном, групповом, индивидуальном сознании * * разнообразные и противоречивые представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, похвальном и постыдном. Своеобразное преломление в массовом сознании получило нормативное понимание права. В обыденном правосознании последних десятилетий закон ассоциировался либо с декларацией, либо с наказанием; право закон виделось прежде всего как Конституция и Уголовный Кодекс. Практическое же знакомство граждан с правом обычно ограничивалось знанием некоторых норм административного, гражданского права, некоторых положений кодекса о браке и семье, пенсионного законодательства. Наконец, социологическое понимание права, отождествляя право с правопорядком, порождает представление о праве как в любом порядке, заменяя право общераспространенной практикой, «обычностью», «общепринятостью», целесообразностью. Думается, что в настоящее время наиболее верным в понимании права было бы сочетание элементов нормативного и естественноправового подходов(64). Анализируя сущность правосознания, его особенности, нельзя не обратиться к его различным видам. С точки зрения глубины отражения |