Наряду с матрицей игры, заданной табл.5 введем матрицу рисков: общий элемент которой: гу = шах Ъу Ьу (ЗЛО) 1 есть разность между максимальной прибылью, которую получает турфирма А, зная, что потребительская среда находится в состоянии В; и прибылью, которую она получает, используя стратегию А*. Матрица рисков позволяет количественно оценить эффективность различных стратегий А\ в зависимости от состояния потребительской среды Для выбора оптимальной стратегии турфирмы в условиях стохаотичности потребительского рынка используется ряд критериев, вырабатываемых на основе деловых игр: максимальный критерий Вальда по выбору стратегии поведения, обеспечивающей максимальную прибыль; критерий минимального риска Севиджа по выбору стратегии, при которой величина рисков принимает наименьшее значение при самой неблагоприятной для фирмы обстановке; критерий Гурвица выбор оптимального проекта при наличии оптимистических и пессимистических вариантов сравнения. При этом в качестве определяющего выбирается параметр как показатель положения фирмы при следующих значениях X: 0 < 0,5 < 1. Фундаментальным результатом теории игр является теория Неймана. Каждая игра с конечным числом стратегий имеет, по крайней мере, одно оптимальное решение, возможное среди смешанных стратегий. & 3.2. Проблемы саморегулирования рынка туристско-рекреационных услуг. При формировании различных видов турпродукции должно учитываться ряд критериев, таких, например, как доход и возраст потребителя, степень комфортности каждого вида турпродукции, уровень культурно105 |
195 были или уменьшение проигрыша потребителя. Оптимальная стратегия турфирмы А на рынке сбыта турпродукции может быть определена с использованием техники смешанных стратегий и решением задачи линейного программирования. Однако состояния потребителей В-! ,В2, • -» Вп определяются не сознательным выбором той или иной стратегии, а объективной экономической действительностью и рядом других факторов, на которые потребитель В влиять не может. Фактически в роли второго игрока выступает объективная действительность, действия которой стохастичны, т.е. носят совершенно случайный характер. В силу этой стохастичности невозможно предсказать, в каком из состояний находится в данный момент потребительский рынок, но предвидеть возможный набор таких состояний можно. В ряде случаев может быть известно вероятностное распределение состояний Вт.Вг.....Вп. При отсутствии такой информации требуется вводить ряд критериев, позволяющих количественно оценить результат деятельности турфирмы в условиях стохастичности потребительского рынка. Наряду с матрицей игры, заданной табл. 5.5, введем матрицу рисков: Я = 'г\\гп-г\„ 4 Г21Г22***Г2м К ,гV т 1 т2 пт (5.17) общий элемент которой: П] = тахЬу-Ьу (5.18) I есть разность между максимальной прибылью, которую получает турфирма А, зная, что потребительская среда находится в состоянии В] и прибылью, которую она получает, используя стратегию А. Матрица рисков позволяет количественно оценить эффективность различных 196 стратегий А, в зависимости от состояния потребительской среды В;. Для выбора оптимальной стратегии турфирмы в условиях стохастичности потребительского рынка используется ряд критериев, вырабатываемых на основе деловых игр: максимальный критерий Вальда по выбору стратегии поведения, обеспечивающей максимальную прибыль; критерий минимального риска Севиджа по выбору стратегии, при которой величина рисков принимает наименьшее значение при самой неблагоприятной для фирмы обстановке; критерий Гурвица выбор оптимального проекта при наличии оптимистических и пессимистических вариантов сравнения. При этом в качестве определяющего выбирается параметр X, как показатель положения фирмы при следующих значениях А.: о <0,5 51. Фундаментальным результатом теории игр является теория Неймана. Кахедая игра с конечным числом стратегий имеет, по крайней мере, одно оптимальное решение, возможное среди смешанных стратегий. Для активных стратегий может быть доказана следующая теорема: если один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то выигрыш остается неизменным и равным цене игры о, если второй игрок не выходит за пределы своих активных стратегий1. 1 Тем самым мы ограничиваем рассмотрение вопросов, решаемых с использованием методов игр по выбору критериев оптимизации прибыли и минимизации рисков при определенных условиях исходных позиций участвующих сторон производства (А) и потребления (В) туристских услуг. 197 5.3. Проблемы рыночного саморегулирования производства И ПОТРЕБЛЕНИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Рассмотренные условия формирования, развития и реализации туристских услуг порождают немало проблем поиска наиболее рациональных решений. При формировании различных видов турпродукции мы должны учитывать ряд критериев, таких, например, как доход и возраст потребителя, степень комфортности каждого вида турпродукции, уровень культурно-образовательных мероприятий, оздоровительных программ и т.д. Естественно возникает вопрос о степени важности каждого из этих критериев, их взаимоподчиненности и приоритетности в их учете при формировании каждого вида турпродукции. Один из путей решения этой задачи состоит в анализе корреляционной зависимости между отдельными компонентами каждого вида турпродукции и определенными характеристиками потребителя этой продукции. Предположим, что мы провели статистический анализ деятельности турфирмы за определенный период и в результате этого получили распределение спроса Су на турпродукцию вида А} 0 = 1,2,...,т) в зависимости от определенной характеристики О (пол, возраст, профессия, доход и т.д.) потребителя, принимающей значения 0 ( = 1,2,...п). При этом в турпродукции А) нас интересовала ее определенная компонента (уровень гостиничного обслуживания, качество питания, комфортность, уровень культурно-образовательной программы и т.д.). Естественно для каждого вида турпродукции А] ввести количественную характеристику од степени наполненности интересующей нас компоненты а (табл. 5.6). |