Проверяемый текст
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы. Монография. - М., 1998. — 180 c.
[стр. 110]

107 столь всеобъемлющую функцию, как развитие личности, тем более связывать это лишь с определенным периодом жизни человека (А.В.Мудрик).
Педагогическое общение, процесс образования играют в личностном развитии специфическую роль, определить которую в полной мере еще предстоит.
Сам же педагог, включенный в орбиту факторов формирования юного человеческого сознания, выступает как личность, способная к принятию “инаковых способов бытия” (Г.
С.

Батищев), т.
е.
как в высшей мере универсальная.

Учитель, включенный в эксперимент должен был все более отчетливо представлять, что представляет собой педагогическое действие, организуемое в соответствии с личностной парадигмой.
В первую очередь оно призвано актуализировать главный источник личностной ситуации — личностный потенциал самого педагога.
Это действие начинается со своеобразного внутреннего диалога.
По своей природе оно не терпит внешней детерминации, ограничений, несвободы, даже если речь идет о принятии норм и правил.
Педагогическое действие основывается на внутреннем ощущении своей индивидуальности и вместе с тем готовности к принятию мира иного человека, к
“критическому осознанию пределов собственной несвободы”(В.В.Горшкова).
В поле педагогической рефлексии при личностно ориентированном действии педагога оказываются более глубинные факторы педагогической ситуации, чем при рефлексии процессуальной технологии, например, способов решения задач.
Важнейшее профессиональное чувство, направляющее поведение педагога при этом — это целостное переживание границы той ситуации, в которой его действия имеют статус педагогических.
Это своего рода ощущение меры педагогической ситуации, при выходе за рамки которой утрачивается педагогическая целесообразность.
Этический аспект этой меры обозначается понятием “педагогический такт”.
Как и все этические нормы, чувство такта не имеет жесткого нормативного выражения.
Меру педагогичности своих действий учитель должен безусловно
[стр. 154]

профессионального поведения, иной строй мыслей и в целом образ учителя.
Это проявляется как “открытость” системы поведения по отношению к новым смысловым ориентациям и оперативно выдвигаемым новым целям, соответствующим новым смысловым позициям[363].
Если в традиционном педагогическом сознании доминирует относительная (функциональная) ценность личности, то личностно ориентированное мышление ставит на первое место абсолютную ценность таковой, вне зависимости от ее успехов в какой-либо сфере.
Логика педагогического процесса не является чем-то внешним для учителя, он органически включен в нее.
В этом смысле всестороннее развитие личности является целью и для самого учителя.
Учитель с личностно ориентированным стилем мышления воспринимает каждую ситуацию педагогического процесса как уникальную возможность актуализировать личностное мироощущение у ученика.
Последнее требует, как правило, мобилизации всех подструктур и собственного опыта из-за ограниченности времени для детального исследования этой ситуации.
В педагогическом сознании такого типа налицо приоритет аксиологичности над когнитивностью мышления.
Как это ни парадоксально, но истинным для учителя выступает здесь то, что педагогически целесообразно.
Высшим же регулятором педагогических решений становятся собственные нравственные идеалы.
Проблемно-конфликтное общение (конфликт здесь, разумеется, не в смысле стресса), обострение личностно-смыслового подтекста, выявление глубинных оснований человеческого поведения — типичные черты профессионального действия у такого учителя.
Любое деловое и межличностное взаимодействие с воспитанником обретает характер педагогической инструментальности, находит особое оформление в виде состязательности, игры.
Что же касается так называемых “текущих дел”, то и они наполняются педагогикоигровой условностью.
Значимыми становятся не меркантильные результаты так называемого “дела”, а их личностное восприятие.
Ориентация на абсолютную ценность личности изменяет приоритеты в сфере педагогического общения: позиция “кто есть воспитанник?” обретает приоритет над вопросом “каким ему быть?”, поскольку воспитательная деятельность теперь ориентируется на формирование внутреннего потенциала саморазвития ребенка.
Личностный подход требует рассмотрения каждого педагогического действия как распределенного по меньшей мере двумя субъектами его исполнения — воспитателем и воспитуемым.
Попытки говорить о каких-либо технологиях воспитания вне этого содействия педагога и воспитанника по меньшей мере бесперспективны.
Нет оснований приписывать педагогической деятельности столь всеобъемлющую функцию, как развитие личности, тем более связывать это лишь с определенным периодом жизни человека[364].
Педагогическое общение, процесс образования играют в личностном развитии специфическую роль, определить которую в полной мере еще предстоит.
Сам же педагог, включенный в орбиту факторов формирования юного человеческого сознания, выступает как личность, способная к принятию “инаковых способов бытия” (Г.
С.

Батищсв), т.
е.
как в высшей мере универсальная.

Что же представляет собой педагогическое действие, организуемое в соответствии с личностной парадигмой? В первую очередь оно призвано актуализировать главный источник личностной ситуации — личностный потенциал самого педагога.
Это действие начинается со своеобразного внутреннего диалога.
По своей природе оно не терпит внешней детерминации, ограничений, несвободы, даже если речь идет о принятии норм и правил.
Педагогическое действие основывается на внутреннем ощущении своей индивидуальности и вместе с тем готовности к принятию мира иного человека, к


[стр.,155]

“критическому осознанию пределов собственной несвободы”[365].
В поле педагогической рефлексии при личностно ориентированном действии педагога оказываются более глубинные факторы педагогической ситуации, чем при рефлексии процессуальной технологии, например, способов решения задач.
Важнейшее профессиональное чувство, направляющее поведение педагога при этом — это целостное переживание границы той ситуации, в которой его действия имеют статус педагогических.
Это своего рода ощущение меры педагогической ситуации, при выходе за рамки которой утрачивается педагогическая целесообразность.
Этический аспект этой меры обозначается понятием “педагогический такт”.
Как и все этические нормы, чувство такта не имеет жесткого нормативного выражения.
Меру педагогичности своих действий учитель должен безусловно
определить сам.
Известный исследователь психологических проблем педагогического такта И.П.Страхов лишь подсказывает учителю, что “для педагогического такта характерны естественность, простота обращения, не допускающая фамильярности; искренность тона, чуждая всякой фальши в отношениях; доверие без попустительства; выражение просьбы без упрашивания; рекомендации и советы без навязчивости; требования без подавления самостоятельности личности; серьезность тона в обращений, но без того, чтобы создавать натянутость обстановки; ирония и юмор без насмешливости, унижающей достоинство личности; требовательность без мелочной придирчивости, доброжелательность без заласкивания; настойчивость без упрямства; деловой тон без раздражительности, сухости, холодности...”[366] и др.
Без внутреннего принятия педагогической меры все эти рекомендации выполняют лишь роль своего рода педагогического этикета.
Детерминантом педагогически целесообразного поведения учителя выступает его внутреннее представление о смысле педагогической деятельности, о ее месте во всеобщей связи явлений материального и духовного мира.
Смысл педагогической деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны, он постигается как сущность педагогических явлений и выступает в качестве следствия научно-педагогического познания, с другой — он результат смыслотворческой активности педагога, самостоятельно определяющего свое социальное назначение.
В гносеологическом плане источником смысла выступают, таким образом, две сферы: научнопедагогическое знание, взятое из предметной области педагогики как науки, и функционально-педагогическое, каковым может быть любое знание, выполняющее в данной ситуации профессиональноориентирующую функцию.
При детерминации педагогической деятельности они сложным образом взаимодействуют, не подменяя друг друга.
В сфере человекоориентированной практики нельзя выявить все ресурсы развития человека лишь посредством науки.
Здесь велика рать и вненаучного опыта, занимающего немалое место в педагогическом сознании.
Важнейшим элементом в личностной парадигме педагогического мышления является поиск учителем смысла педагогической деятельности.
Происходит своеобразный “процесс смыслопорождения”[367], в результате которого определяется личностно педагогическая функция любого объекта.
Поиск смысла осуществляется не только на уровне мировоззренческого самоопределения, но и при решении конкретных педагогических задач, когда приходится отбирать и оценивать факторы, помогающие ребенку и самому воспитателю реализовать себя, узнать новое о самом себе и своих отношениях с миром, вступить в контакт с явлениями, ценностями, людьми, которые способствуют самодвижению личности.
Чтобы обеспечить целостность педагогической ситуации, учитель вынужден воссоздать, “достроить” ее недостающие элементы.
Чаще всего их приходится

[Back]