Проверяемый текст
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы. Монография. - М., 1998. — 180 c.
[стр. 115]

112 В первую очередь, это обращенность учителя к сущностной сфере и природе педагогической деятельности, переход от вещно-инструментального понимания воспитания и обучения к их человекоутвержденному назначению.
Традиционное образование было сосредоточено на передаче обезличенного функционального опыта: чьих-то знаний, полезность которых априорно предполагалась, а отнюдь не обосновывалась личностью; опыта выполнения действий, вырванных из контекста целостной человеческой деятельности; заданной модели поведения, а не цельной индивидуальности человека и т.
п.

Таким образом, личностная парадигма педагогического мышления — это способ осмысливания (наделения смыслом) педагогической реальности и решения практических задач (на уровне педагогической технологии), основанный на ценностях и категориальном аппарате концепции личностного подхода.
В основе этой концепции — идеи: — приоритетности личностного (а не какого-либо другого, например, функционально-ролевого, “государственного”, и т.
п.) начала в образовании; — рассмотрения обучения как процесса смыслотворчества и
субъективирования содержания образования; — построения целевых, содержательных и процессуальных компонентов обучения как результатов сотворчества его субъектов; — ориентации конструктивно-педагогической деятельности на проектирование ситуации, обеспечивающей целостно-личностную самореализацию субъектов педагогического процесса — учителя и ученика.
У учителей, участвовавших в эксперименте преобладали мотивы оказания помощи над доминированием, понимание над осуждением; принятие, одобрение над отказом; уважение неприкосновенности над нарушением;
[стр. 157]

этом развитие диалога подчинено не логике исследуемого предмета, а логике развивающегося сотрудничества, реализующего внутренние программы его субъектов.
Становление личностной парадигмы в профессиональном педагогическом мышлении неотрывно от развития и некоторых адекватных им личностных качеств учителя.
Так, ведущее личностное свойство — потребность в самоутверждении — проявляется именно как стремление к самоосуществлению, а не завоеванию определенной позиции[373] со всеми атрибутами внешнего признания.
Личностный обмен учителя репрезентативен сущностному ядру современной ему культуры.
Постоянное стремление понять и осмыслить свое место и функцию своей деятельности в окружающем мире, постичь педагогический смысл происходящих в нем явлений основывается на богатом “смыслообразовательном фонде”[374] учителя, т.
е.
опыте многообразного духовного восприятия мира.
Потребность быть личностью, т.
е.
“оказаться в максимальной степени представленным значимыми качествами в жизнедеятельности других людей”[375], реализуется у педагога таким образом, что ее выполнение в максимальной степени совпадает с собственной профессиональной деятельностью.
Этому благоприятствует духовное единение с учеником, тяга к усвоению “духа времени”, собственное представление о престижности своей деятельности вне зависимости от оценок окружающих.
Личностная парадигма педагогического мировосприятия влечет учителя к подлинной индивидуальности, к выходу за рамки “традиционной модели группового человека (в данном случае представителя учительской среды— В.
С.), черпающего свои мотивы и знания, нравственные нормы и мировоззренческие установки из относительно устойчивых групповых культур”[376].
Индивидуальность в данном случае — сочетание автономии и ответственности, самостоятельности и необходимости ценностного выбора, ориентировки и принятия решений.
Новому типу педагогической индивидуальности соответствует и новая педагогическая социальность, т.
е.
новый тип групповой идентификации в педагогическом коллективе.
Индивидуальность учителя является высшим проявлением человеческой духовности как максимальной независимости от внешних условий, способности к сохранению “смысложизнен ных ценностей и идеалов” в любых условиях[377].
Обобщая сеналитическое рассмотрение личностных тенденций в педагогическом мышлении, можно попытаться представить суть личностной парадигмы в сознании педагога.
В первую очередь, это обращенность учителя к сущностной сфере и природе педагогической деятельности, переход от вещно-инструментального понимания воспитания и обучения к их человеко утвержденному назначению.
Традиционное образование было сосредоточено на передаче обезличенного функционального опыта: чьих-то знаний, полезность которых априорно предполагалась, а отнюдь не обосновывалась личностью; опыта выполнения действий, вырванных из контекста целостной человеческой деятельности; заданной модели поведения, а не цельной индивидуальности человека и т.
п.

Личностная парадигма педагогического мышления — это способ осмысливания (наделения смыслом) педагогической реальности и решения практических задач (на уровне педагогической технологии), основанный на ценностях и категориальном аппарате концепции личностного подхода.
В основе этой концепции — идеи: — приоритетности личностного (а не какого-либо другого, например, функционально-ролевого, “государственного”, и т.
п.) начала в образовании; — рассмотрения обучения как процесса смыслотворчества и
субьективирования содержания образования;

[стр.,158]

— построения целевых, содержательных и процессуальных компонентов обучения как результатов сотворчества его субъектов; — ориентации конструктивно-педагогической деятельности на проектирование ситуации, обеспечивающей целостно-личностную самореализацию субъектов педагогического процесса — учителя и ученика.
Личностная парадигма педагогического мышления
связана с новым полем деятельности педагога, с новой качественной спецификой педагогических задач, решаемых с позиций личностного подхода.
Ведущее место в поле этой деятельности занимает построение особого рода ситуации — личностного соразвития субъектов педагогического процесса.
Именно соразвития, ибо другого механизма наследования человеческой сущности просто не существует.
Учитель в данном случае также выступает как субъект специфической формы развития своей личности.
Ситуация созидания, сотворения нового человеческого сознания выступает и для него источником и механизмом развития.
Как и всякое другое свойство, личность развивается в особом креативном поде самореализации и может реализовать себя только через “свое другое” (Гегель) — личность другого человека, даже если субъект при этом занят созданием чего-то вещественного.
Вне признания достоинств его личности ценность любого предмета и дела Для человека утрачивает смысл.
Поскольку по самой своей природе личность не приемлет внешнюю заданность чего-либо, то учитель, реализующий личностный подход, ориентируется на совместную с учеником разработку всех аспектов педагогического процесса, включая его цели, содержание, формы и методы, способы оценки результатов.
С позиций личностной парадигмы педагогического мышления разделение содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса представляется весьма относительным.
Разделение содержания и формы как раз и характерно для обезличенного информирующего обучения.
Только в таком образовательном процессе содержание обучения можно представить как безличную, общезначимую информацию.
В случае же личностного подхода программы, учебники и т.п.
задают лишь прецедент для совместного творчества, его относительные рамки, и реальным содержанием образования станет возникающее личностно-смысловое общение.
Содержательное изначально неотделимо от процессуального, а процессуальное, в свою очередь, содержательно, оно — новый источник содержания.
Таким образом, в основе личностной парадигмы педагогического мышления лежат качественно новые, более целостные представления о месте педагогической деятельности и порождаемого ею процесса во всеобщей связи человека и окружающего его мира.
Человек при этом мыслится как “вселенский объект, частичка бесконечной природы, а потому его сущность и действительное богатство — в богатстве взаимоотношений и всей объективной действительности, включая, разумеется, и систему общественных отношений”[378].
Самому же педагогу, для того чтобы обрести способность “образовывать человека”, отнюдь недостаточно лишь формального педагогического образования.
Адекватная этой функции личностно-профессиональная образованность формируется в ходе развивающейся педагогической ситуации, сотрудничества, сотворчества с учеником.
В связи с этим меняются содержание и характер педагогического образования, обеспечивающего педагогическую деятельность.
К фундаментальным компонентам такого образования должны быть отнесены понимание природы человека — его основных потребностей и проявлений, представление о сущности различных социальных устройств и направлений общественного развития, его места и функции в педагогическом процессе.
Новая личностная парадигма мышления влияет непосредственно и на стиль, логику профессионального поведения педагога, в

[стр.,159]

котором теперь преобладают мотивы оказания помощи над доминированием, понимание над осуждением; принятие, одобрение над отказом; уважение неприкосновенности над нарушением; позитивность над нсгативностью; открытость опыту над замкнутостью; согласие с неопределенностью над нетерпимостью[379].
Наконец, существенным моментом становления профессиональности учителя, ориентированного на личностный подход в образовании, является построение в его сознании собственного образа “Я” и адекватных средств саморегуляции своих когнитивных и эмоциональных состояний[380].
В ходе профессионального образования и развития учителя усиливается внимание к внутренним средствам саморегуляции, самомобилизации и самоактуализации его как личности.
Возможности формирования личностной ориентации педагогического мышления апробировались в выполненном под нашим руководством исследовании И.
В.
Никишиной, в котором выявлялись индивидуальные варианты методического развития учителей.
В соответствии с концепцией личностного подхода в работе предлагается модель ситуации методического развития учителя, которая в содержательном плане представляет собой систему дидактических идей о целевых, содержательных и процессуальных характеристиках личностно ориентированного обучения, поэтапно овладеваемых учителем.
Психологическое и практическое принятие этих идей совершается благодаря постановке его в условия, когда от реализации гуманистических начал в обучении (личностно ориентированных целей, вариативноконструируемого содержания уроков, методов и форм обучения, основанных на соучастии ученика в его организации и личностном саморазвитии) зависит и собственное профессиональное утверждение.
Эта ситуация должна предоставить учителю реальные образцы личностно ориентированных технологий обучения, а суть методической работы сводится в конечном счете к разработке и осуществлению программы профессионального саморазвития[381].
Фактически под ситуацией здесь подразумевалась определенная социальнопрофессиональная среда, обеспечивающая интенсивные новообразования в сознании учителя.
Ситуация развертывалась как своеобразная логическая цепь профессионально-этических коллизий, первый шаг в которой — поиск своей позиции, когда он осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.
Затем идет своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог — критический анализ различных вариантов решения педагогической задачи.
Следующий шаг — “выбор приоритета”, построение основ своего “авторского” варианта личностно ориентированного обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются учителю в ходе интенсивных деятельностно-игровых методических занятий.
И, наконец, ситуация “отказ от стереотипов” — рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей методической системы.
Исследование показало, что личностная концепция обучения не может быть задана учителю извне или усвоена лишь в ходе какой-то методической лекции или инструктажа.
Личностная ориентация мышления — это результат собственного саморазвития, что в значительной мере продиктовано особенностями индивидуальности.
Было выявлено примерно четыре типа учителей, по-разному приходящих к личностной парадигме профессионального мышления.
Учитель исполнительского типа ориентируется в своем профессиональном саморазвитии на признание и одобрение вышестоящих лиц, органов управления.
Таковых, поданным И.
В.
Никишиной, 39% из 200 обследованных.
Преодоление таких стереотипов требует чрезвычайно сложных, поистине “взрывных” методов перестройки всей психологической атмосферы в педагогическом коллективе.

[Back]