Проверяемый текст
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы. Монография. - М., 1998. — 180 c.
[стр. 19]

16 Одна из функций личности непрерывный поиск, обоснование и ревизия смысла ее деяний и жизни вообще.
Невыполнение этой функции, ее недостаточная представленность в жизнедеятельности индивида есть признак его недостаточного личностного развития.
“Смысл жизни человека состоит в реализации его сущностных сил...”
(З.Г.Гаджинская).
В ряду сущностных сил человека познание мира и преобразование самого себя.
В этой связи личностная ориентация образования как раз должна придать ему качественно новый личностный смысл.
В чем же состоит механизм личностного развития? Вот вопрос, который занимал и классиков психологической науки (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев,
A.B.Петровский, С.Л.Рубинштейн) и проблематичен для современников (Л.И.Анцыферова, Г.А.Ковалев, Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Б.Д.Эльконин).
Педагоги также ведут речь об особой “педагогике личности” (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская,
B.C.Ильин, М.В.Кларин, С.В.Кульневич, В.В.Сериков).
К этим вопросам мы обратились в связи с необходимостью построения модели личностно-развивающей педагогической деятельности.
Л.И.Анцыферова определяет механизм развития личности как закрепившиеся в ее психологической организации способы и инструменты самопреобразования
(17,8).
Развитие личности предстает как своего рода самоконструирование индивидом своего внутреннего, в значительной мере интимного мира.
До тех пор пока поведенческие или психические новообразования не становятся специальной функцией, предметом собственной активности субъекта, не отражаются в его сознании в качестве особой цели, развитие индивида не становится в собственном смысле слова личностным развитием.
Отсюда еще одним аспектом механизма личностного развития является “вмешательство” сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове, что означает его своеобразное упорядочивание, “нормирование”, осмысливание.
Способами “работы” индивида со своей
[стр. 7]

образцы жизненного творчества других людей, самосозидание.
Одна из функций личности непрерывный поиск, обоснование и ревизия смысла ее деяний и жизни вообще.
Невыполнение этой функции, ее недостаточная представленность в жизнедеятельности индивида есть признак его недостаточного личностного развития.
“Смысл жизни человека состоит в реализации его сущностных сил...”[8]
Отсутствие смыслопоисковой активности ведет к экзистенциальному вакууму, обезличиванию индивида и, в конечном счете, к утрате жизненного смысла, бессмысленности.
В ряду сущностных сил человека познание мира и преобразование самого себя.
В этой связи личностная ориентация образования как раз должна придать ему качественно новый личностный смысл.
В чем же состоит механизм личностного развития? Вот вопрос, который занимал и классиков психологической науки (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев,
А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн) и проблематичен для современников (Л.И.Анцыферова, Г.А.Ковалев, В.А.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Б.Д.Эльконин).
Педагоги также ведут речь об особой “педагогике личности” (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская,
В.С.Ильин, М.В.Кларин, С.В.Кульневич).
Л.И.Анцыферова определяет механизм развития личности как закрепившиеся в ее психологической организации способы и инструменты самопреобразования.[9]
Развитие личности предстает как своего рода самоконструирование индивидом своего внутреннего, в значительной мере интимного мира.
До тех пор пока поведенческие или психические новообразования не становятся специальной функцией, предметом собственной активности субъекта, не отражаются в его сознании в качестве особой цели, развитие индивида не становится в собственном смысле слова личностным развитием.
Отсюда еще одним аспектом механизма личностного развития является “вмешательство” сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове, что означает его своеобразное упорядочивание, “нормирование”, осмысливание.
Способами “работы” индивида со своей
чувственной сферой выступают: словесный отчет, внутреннее высказывание, формулировка собственного мнения, что, как правило, неотделимо от стремления противопоставить его иному мнению, сознательное выполнение “личностного действия” выбора, принятия ответственного решения, заявления о своей позиции и т.п.
Этот важнейший аспект механизма личностных новообразований есть внутренний диалог, не в последнюю очередь зависящий от освоенности реальных диалогических отношений.
Говоря о механизме личностного развития, мы подчеркиваем в нем аспект скрытности, “интимности”.
Очевидно, нужно отличать то действительное содержание внутренней работы человека, от того, как он эту “работу” презентирует другому.
В этом смысле педагогика личности основывается на помощи растущему человеку в преодолении и снятии внутреннего конфликта.
И не следует, вероятно, прямо переносить в эту сферу известное положение диалектики о противоречии как движущей силе развития.
Развитие собственной личности требует от ее носителя известной успокоенности, гармонии с самим собой, т.е.
того состояния, о котором поэт сказал: “Мне грустно и легко, печаль моя светла...” Допуская в свой внутренний мир педагога, воспитанник в любом случае стремится представить этот мир таким, каким бы он хотел, чтобы его видели.
В этом построении внешнего презентанта своего образа, в выработке собственного ”имиджа” тоже состоит один из аспектов механизма личностного развития.
Человек, не любя, по словам В.
Высоцкого, когда к нему “лезут в душу”, мечтает, одновременно, быть понятым, услышанным, причем “правильно” с его точки зрения.

[Back]