Анализ статьи Алешина Л.И. «Взаимосвязь культуры и информации: некоторые аспекты и проблемы» показал, что нет точного, однозначного определения информационной культуры. Словосочетание «информационная культура» можно лишь применять «подразумевая под ним информационную культуру личности, общества и т.д.». В культурологическом аспекте, называя ИК одним «из важнейших факторов современного и будущего состояния социальной общности землян», автор отмечает, что на нее (информационную культуру) «возлагаются большие надежды по спасению духовных ценностей общества». Далее автор меняет местами слова и оперирует уже словосочетанием «культура информации», полагая, что оно означает: «способы представления информации, которые включают в себя виды, формы информации и ее содержания», «полиграфический уровень исполнения документов, или делопроизводство или метод хранения, обработки и передачи данных, а также соответствующие методы, способы и средства защиты информации и др.» [4]. Здесь виден ярко выраженный информологический подход к данной проблеме. На наш взгляд все это только конечный продукт деятельности специалиста обладающего должным уровнем ИК. Интересный поход к изучению ИК представлен в работе Вохрышевой М.Г. «Информационная культурология». Автор пишет, что в связи с тем, что в исследовании понятия «информационная культура» преобладает «аспектологический подход», то есть изучение ее с «позиций различных научных дисциплин», получается «обширная, но «мозаичная» картина, которая ... «размывает» сам объект... лишая его целостности и качественной определенности». Для достижения «большей научной строгости, терминологической определенности, системности представлений и, в конечном счете созданию общих теоретических схем исследуемой реальности». Она предлагает ввести новую специальную научную дисциплину «информационную культурологию», изучающую общую, базовую составляющую ИК. Далее автор предлагает определения Ж как «область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информаци |
ляющие «тезаурус» и «информационную деятельность», авторы пишут относительно самого понятия, что «рамки четко не определены и остаются весьма размытыми» [5]. Л.И. Алешин в статье «Взаимосвязь культуры и информации: некоторые аспекты и проблемы» подчеркивает, что «нет точного, однозначного» определения информационной культуры. Словосочетание «информационная культура» можно лишь применять «подразумевая под ним информационную культуру личности, общества и т.д.». В культурологическом аспекте, называя ИК одним «из важнейших факторов современного и будущего состояния социальной общности землян», автор отмечает, что на нее (информационную культуру А.О.) «возлагаются большие надежды по спасению духовных ценностей общества». Далее автор меняет местами слова и оперирует уже словосочетанием «культура информации», полагая, что оно означает: «способы представления информации, которые включают в себя виды, формы информации и ее содержания», «полиграфический уровень исполнения документов, или делопроизводство или метод хранения, обработки и передачи данных, а также соответствующие методы, способы и средства защиты информации и др.». Здесь мы видим ярко выраженный информологический подход к данной проблеме. На наш взгляд все это только конечный продукт деятельности специалиста обладающего должным уровнем ИК[2]. Интересный подход к изучению ИК представлен в работе М.Г. Вохрышевой «Информационная культурология». Автор пишет, что в связи с тем, что в исследовании понятия «информационная культура» преобладает «аспектологический подход», то есть изучение ее с «позиций различных научных дисциплин», получается «обширная, но «мозаичная» картина, которая ... «размывает» сам объект..., лишая его целостности и качественной определенности». Для достижения «большей научной строгости, терминологической определенности, системности представлений и в конечном счете созданию общих теоретических схем исследуемой реальности» М.Г.Вохрышева предлагает ввести новую специальную научную дисциплину «информационную культу рологию», изучающую общую, базовую составляющую ИК. Далее автор предлагает определения ИК как «область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» и определяет «информационную культурологию» или «инфокультурологию» (термин М.В.) как «научную дисциплину, изучающую информационную культуру в совокупности практической и познавательной сфер», рассматривающую «круг теоретических проблем» и изучающую информационную культуру «во всей ее глубине и сложности». Ввод новой дисциплины, по мнению автора, «обеспечит необходимую интеграцию, взаимосвязь и взаимозависимость различных уровней исследования ИК, объединяя тем самым вокруг себя значительное число конкретных дисциплин» [30]. Культурологический подход к формированию ИК отражен в работе В.Е. Леончикова «Информационная культура личности: поиски методологии». Отмечая, что ИКЛ, как научная дисциплина находится в стадии становления, автор предлагает выяснить «на методологию и материалы каких научных дисциплин непосредственно опирается этот курс». Автор считает, что методологической основой ИК является культурология, «особенно такой ее раздел как «Теория культуры»». В подтверждение автор ссылается на Э.П.Семенюка и его определение, что ИК «информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляющихся информационных отношений»; на A.A. Витухновскую и ее определение ИК, как одну «из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей»; на автора первого учебного пособия по курсу «Информационная культура личности» Н.Б. Зиновьеву, определяющую ИК через категорию «вид культуры», наряду с такими видами, как правовая культура, нравственная культура и т. д. и на И.Г. Хагельдиеву определяющую ИК через такую широкую категорию, как «особый тип культуры». Далее В.Е. Леончиков критикует информологический подход, а именно, определение ИК МЛ.Дворкиной и др. авторов, как совокупности «знаний, норм, правил, ценностей, созданных в информационной деятельности и отражающих определенный уровень ее |