Проверяемый текст
Карев, Борис Анатольевич; Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (Диссертация 2003)
[стр. 17]

17 Формирование системы знаний о графической культуре с позиций основ черчения и начертательной геометрии раскрывает процесс преемственности развития пространственно-образного мышления и восприятия мира.
Она дает богатую информацию о многообразии форм и предметов окружающего мира, о трудностях и противоречиях культурно исторического процесса.
История графической культуры это память народов, бережно передаваемая от поколения к поколению в виде знаний о передаче объемной информации.
При обучении основам черчения и начертательной геометрии перед педагогами встает проблема соотношения репродуктивных и творческих аспектов, а также, соотношения и взаимосвязи интеллектуального и духовного в развитии личности студента и профессиональном становлении специалиста на основе идей гуманизации и гуманитаризации.
Одним из наиболее важных и спорных вопросов в обучении основам черчения и начертательной геометрии является вопрос о природе высших психических функций, о природе человеческого интеллекта и в частности о развитии пространственно-образного восприятия мира.
Перед педагогами постоянно встает вопрос от чего зависит психическое развитие индивида: от образования, воспитания, жизненного опыта или оно определяется врожденными качествами? Если предположить, что развитие интеллекта полностью зависит от уровня и качества образования и воспитания, то, естественно, роль этих факторов
обусловливает активную творческую роль педагога.
Группа ученых, которая придерживается этой концепции, полагает, что для того, чтобы максимально раскрылись возможности молодого человека, ему необходимо много и углубленно учиться.
Так, Л.
С.
Выготский полагал, что именно обучение должно носить опережающий характер и вести за собой развитие, а не идти у него на поводу, как считают некоторые педагоги, думая, что они тем самым защищают интересы ребенка, его право на индивидуальные черты и потребности
[39].
[стр. 80]

ства при достижении общих целей.
Это состояние взаимодействия гуманитарных систем мы принимаем за этап, когда они превращаются в самоорганизующиеся системы, теория взаимодействия которых названа в науке синергетикой, то есть теорией совместного действия.
При взаимодействии преподавания и учения, воспитания и самовоспитания состояния активности и релаксации при сотрудничестве субъектов педагогической деятельности должны адекватно взаимодействовать.
Если же состояние активности одной системы (воспитание, преподавание) приходится на релаксацию другой (самовоспитание, учение), то упорядоченности взаимодействия произойти не может, что не гарантирует достижение прогнозируемого результата.
Цель академического рисунка состоит в том, чтобы последовательно, начиная с изучения основных законов и правил построения реалистической формы, подойти к пониманию и решению проблемы творческого восприятия и передачи натуры.
Академическое изучение основ изобразительной грамоты должно составить прочную базу для самостоятельной творческой работы художника-педагога.
Итак, познавательные функции категории «система» огромны.
Она выступает и как объект исследования, и как мышление, и как процесс взаимодействия субъекта и объекта.
Система концентрирует энергию мышления и одновременно детализирует процесс мышления.
В то же время она помогает глубже, полнее осмыслить единство мира, тождество законов развития мира и мышления, дает реальную возможность научного, творческого предвидения и создание художественных произведений.
Одним из наиболее важных и спорных вопросов искусства является вопрос о природе высших психических функций, о природе человеческого интеллекта, Перед педагогами постоянно встает вопрос от чего зависит психическое развитие индивида: от образования, воспитания, жизненного опыта или оно определяется врожденными качествами? Если предположить, что развитие интеллекта полностью зависит от уровня и качества образования и воспитания, то, естественно, роль этих факторов 80

[стр.,81]

обусловливает активную творческую роль педагога.
Группа ученых, которая придерживается этой концепции, полагает, что для того, чтобы максимально раскрылись возможности молодого человека, ему необходимо много и углубленно учиться.
Так, Л.С.
Выготский полагал, что именно обучение должно носить опережающий характер и вести за собой развитие, а не идти у него на поводу, как считают некоторые педагоги, думая, что они тем самым защищают интересы ребенка, его право на индивидуальные черты и потребности
[72,73].
Другая группа ученых утверждает, что уровень умственных способностей индивида предопределен от рождения и надежды на его повышение в процессе обучения практически нет.
В исследованиях А.Р.
Лурия [175], а также в работах многих других ученых делается упор на открытия в области неврологии, которые тесно связаны с познавательными процессами.
Эти исследования даю т возможность по новому взглянуть на процесс обучения и усвоения знаний, и открывают новые пути роста интеллектуальной активности и интеллектуальных достижений.
Образование как мощный фактор культуры должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных способностей будущего специалиста.
Применительно к методике обучения рисунку из этого вытекает вывод о том, что при обучении усвоение основ изобразительной грамоты дает студентуархитектору ту фундаментальную базу, на основе которой смогут в дальнейшем определиться, как познавательные, так и творческие подходы художника и архитектора к окружающему миру.
Процесс обучения различным видам изобразительной деятельности невозможен без ответов на ряд фундаментальных вопросов.
Как справедливо отмечает А.Д.
Алехин, «язык изобразительного искусства многими считается доступным с первого взгляда каждому: посмотрел на картину или скульптуру и все сразу понял!» В действительности изобразительное искусство один из самых сложных для полноценного восприятия видов творчества с огромным арсеналом изобразительно-выразительных средств [10].


[стр.,114]

1.5.
Система обучения рисунку в вузе как психолого-педагогическая проблема Гуманистическая педагогическая традиция, испытавшая разнообразие культурных влияний в аспекте аксеологического подхода к анализу гуманистических идей в отечественной педагогической мысли, нашли отражение в изменении духовной жизни людей — смене приоритетов духовно-нравственных идеалов и ценностей.
Выше нами определено, что гуманистическая парадигма обучения рисунку предполагает развитие в процессе обучения человеческого в человеке: его интеллекта (памяти, мышления, творческого мышления) и духовности.
Рассмотрим, что в этом плане при изучении искусства, в нашем случае рисунка, определено в педагогике и психологии.
Какие аспекты этих наук способствуют развитию личности при изучении рисунка.
Одним из наиболее важных и спорных вопросов искусства является вопрос о природе высших психических функций, о природе человеческого интеллекта.
Перед педагогами постоянно встает вопрос —от чего зависит психическое развитие индивида: от образования, воспитания, жизненного опыта или оно определяется врожденными качествами? Если предположить, что развитие интеллекта полностью зависит от уровня и качества образования и воспитания, то, естественно, роль этих факторов обусловливает активную творческую роль педагога.
Группа ученых, которая придерживается этой концепции, полагает, что для того, чтобы максимально раскрылись возможности молодого человека, ему необходимо много и углубленно учиться.
Так, Л.С.
Выготский полагал, что именно обучение должно носить опережающий характер и вести за собой развитие, а не идти у него на поводу, как считают некоторые педагоги, думая, что они тем самым защищают интересы ребенка, его право на индивидуальные черты и потребности
[70, 71].
Другая группа ученых утверждает, что уровень умственных способностей 114

[Back]