18 Другая группа ученых утверждает, что уровень умственных способностей индивида предопределен от рождения и надежды на его повышение в процессе обучения практически нет. В исследованиях А. Р. Лурия [108], а также в работах многих других ученых делается упор на открытия в области неврологии, которые тесно связаны с познавательными процессами. Эти исследования дают возможность по новому взглянуть на процесс обучения и усвоения знаний, и открывают новые пути роста интеллектуальной активности и интеллектуальных достижений. Образование, как мощный фактор культуры, должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных способностей будущего специалиста. Применительно к методике обучения основам черчения и начертательной геометрии из этого вытекает вывод о том, что при обучении усвоение основ графических изображений дает студенту (будущему педагогу или дизайнеру) ту фундаментальную базу, на основе которой смогут в дальнейшем определиться, как познавательные, так и творческие подходы художника и педагога к окружающему миру. Процесс обучения различным видам изобразительной деятельности невозможен без ответов на ряд фундаментальных вопросов. Как справедливо отмечает А.Д. Алехин, язык графики многими считается доступным с первого взгляда каждому: «Посмотрел на чертеж или технический рисунок и все сразу понял! В действительности построение графических изображений один из самых сложных для полноценного восприятия способов отражения окружающего мира»[7]. Восприятие является одной из сторон познания человеком мира. Оно представляет собой достаточно сложный процесс отражения объективного мира в сознании человека. Это отражение может быть непосредственным и опосредованным. В зависимости от этого в познании выделяют две тесно связанные между собой ступени чувственное познание и логическое познание, называемое также абстрактным мышлением. Всякое познание начинается с живого созерцания с ощущений, чувственных восприятий. |
обусловливает активную творческую роль педагога. Группа ученых, которая придерживается этой концепции, полагает, что для того, чтобы максимально раскрылись возможности молодого человека, ему необходимо много и углубленно учиться. Так, Л.С. Выготский полагал, что именно обучение должно носить опережающий характер и вести за собой развитие, а не идти у него на поводу, как считают некоторые педагоги, думая, что они тем самым защищают интересы ребенка, его право на индивидуальные черты и потребности [72,73]. Другая группа ученых утверждает, что уровень умственных способностей индивида предопределен от рождения и надежды на его повышение в процессе обучения практически нет. В исследованиях А.Р. Лурия [175], а также в работах многих других ученых делается упор на открытия в области неврологии, которые тесно связаны с познавательными процессами. Эти исследования даю т возможность по новому взглянуть на процесс обучения и усвоения знаний, и открывают новые пути роста интеллектуальной активности и интеллектуальных достижений. Образование как мощный фактор культуры должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных способностей будущего специалиста. Применительно к методике обучения рисунку из этого вытекает вывод о том, что при обучении усвоение основ изобразительной грамоты дает студентуархитектору ту фундаментальную базу, на основе которой смогут в дальнейшем определиться, как познавательные, так и творческие подходы художника и архитектора к окружающему миру. Процесс обучения различным видам изобразительной деятельности невозможен без ответов на ряд фундаментальных вопросов. Как справедливо отмечает А.Д. Алехин, «язык изобразительного искусства многими считается доступным с первого взгляда каждому: посмотрел на картину или скульптуру и все сразу понял!» В действительности изобразительное искусство один из самых сложных для полноценного восприятия видов творчества с огромным арсеналом изобразительно-выразительных средств [10]. Для ответа на вопрос о соотношении репродуктивных и творческих сторон в становлении личности в развитии его познавательных способностей необходимо обратиться к исследовательским выводам психологов и педагогов. При изучении рисунка очень важным является соотношение и взаимосвязь между восприятием и обучением, чувственным восприятием и логическим мышлением. Восприятие является одной из сторон познания человеком мира. Оно представляет собой достаточно сложный процесс отражения объективного мира в сознании человека. Это отражение может быть непосредственным и опосредованным. В зависимости от этого в познании выделяют две тесно связанные между собой ступени —чувственное познание и логическое познание, называемое также абстрактным мышлением. Всякое познание начинается с живого созерцания с ощущений, чувственных восприятий. Под «ощущением» мы понимаем отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета. Решая проблему обучения рисунку в высшей технической школе, необходимо выяснить различные точки зрения, сложившиеся в науке по вопросу о восприятии. Известно, что термины «ощущение» и «восприятие» имеют двойственное значение. Для философов категории ощущения и восприятия определяются как элементарные первичные ступени индивидуального познания, определенная форма психического отражения внешнего мира. Психологи же под понятиями» ощущение» и «восприятие» подразумевают определенные виды образов. Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность. Предметность имеет множество свойств, в том числе, такие , как реальность, объективированность, означенность, константность и др. В отечественной психологии деятельный подход к восприятию развивали многие ученые. Особенно следует отметить среди них Л.С. Выготского, 82 индивида предопределен от рождения и надежды на его повышение в процессе обучения практически нет. В исследованиях А.Р. Лурия [152], а также в работах многих других ученых делается упор на открытия в области неврологии, которые тесно связаны с познавательными процессами. Эти исследования дают возможность по новому взглянуть на процесс обучения и усвоения знаний, и открывают новые пути роста интеллектуальной активности и интеллектуальных достижений. Образование как мощный фактор культуры должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных способностей будущего специалиста. Применительно к методике обучения рисунку из этого вытекает вывод о том, что при обучении усвоение основ изобразительной грамоты дает студентуархитектору ту фундаментальную базу, на основе которой смогут в дальнейшем определиться, как познавательные, так и творческие подходы художника и архитектора к окружающему миру. Процесс обучения различным видам изобразительной деятельности невозможен без ответов на ряд фундаментальных вопросов. Как справедливо отмечает А.Д. Алехин, «язык изобразительного искусства многими считается доступным с первого взгляда каждому: посмотрел на картину или скульптуру и все сразу понял!» В действительности изобразительное искусство один из самых сложных для полноценного восприятия видов творчества с огромным арсеналом изобразительно-выразительных средств [10]. Для ответа на вопрос о соотношении репродуктивных и творческих сторон в становлении личности в развитии его познавательных способностей необходимо обратиться к исследовательским выводам психологов и педагогов. При изучении рисунка очень важным является соотношение и взаимосвязь между восприятием и обучением, чувственным восприятием и логическим мышлением. Восприятие является одной из сторон познания человеком мира. Оно представляет собой достаточно сложный процесс отражения объективного мира в сознании человека. Это отражение может быть непосредственным и опо |