Проверяемый текст
Карев, Борис Анатольевич; Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (Диссертация 2003)
[стр. 19]

19 Под «ощущением» мы понимаем отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
«Восприятие» есть целостное отражение внешнего материального предмета.
Решая проблему обучения
основам черчения и начертательной геометрии в высшей школе, необходимо выяснить различные точки зрения, сложившиеся в науке по вопросу о восприятии.
Известно, что термины «ощущение» и «восприятие» имеют двойственное значение.
Для философов категории «ощущения» и «восприятия» определяются как элементарные первичные ступени индивидуального познания,
определенные формы психического отражения внешнего мира.
Психологи же под понятиями «ощущение» и
«воел приятие» подразумевают определенные виды образов.
Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность.
Предметность имеет множество свойств, в том числе такие как: реальность, объективированность, означенность, константность и др.
В отечественной психологии
подобный подход к восприятию развивали многие ученые.
Особенно следует отметить среди них
Л.С.
Выготского,
А.
Н.
Леонтьева, С.
Л.
Рубинштейна, П.
Я.
Гальперина, Б.
М.
Теплова [39, 41, 42, 103,104, 141, 142, 153].
Они убедительно доказали, что предметные образы восприятия имеют чувственную основу.
Мысленные образы, к числу которых относятся образы памяти, представления и воображения, чувственной основы лишены, так как «представление» это чувственный образ предмета в данный момент
не воспринимаемого, но который в той или иной форме ранее воспринимался.
Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим, фантастическим, созданным воображением.
В восприятии можно
определить два плана чувственный и предметный.
То есть, можно сказать, что одни и те же ощущения организованы в разные восприятия.
Из истории психологии известно, что ученые, принадлежавшие к различным эпохам и школам, обращали внимание на эту двуплановость, двойственность образа восприятия.
Дж.
Гибсон
[47] отмечал, что в зависимости от установки наблюдателя возможны два способа восприятия: видимого мира и видимого поля.
Второй способ, считал он, возможен лишь
[стр. 82]

Для ответа на вопрос о соотношении репродуктивных и творческих сторон в становлении личности в развитии его познавательных способностей необходимо обратиться к исследовательским выводам психологов и педагогов.
При изучении рисунка очень важным является соотношение и взаимосвязь между восприятием и обучением, чувственным восприятием и логическим мышлением.
Восприятие является одной из сторон познания человеком мира.
Оно представляет собой достаточно сложный процесс отражения объективного мира в сознании человека.
Это отражение может быть непосредственным и опосредованным.
В зависимости от этого в познании выделяют две тесно связанные между собой ступени —чувственное познание и логическое познание, называемое также абстрактным мышлением.
Всякое познание начинается с живого созерцания с ощущений, чувственных восприятий.
Под «ощущением» мы понимаем отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета.
Решая проблему обучения
рисунку в высшей технической школе, необходимо выяснить различные точки зрения, сложившиеся в науке по вопросу о восприятии.
Известно, что термины «ощущение» и «восприятие» имеют двойственное значение.
Для философов категории ощущения и восприятия определяются как элементарные первичные ступени индивидуального познания,
определенная форма психического отражения внешнего мира.
Психологи же под понятиями» ощущение» и
«восприятие» подразумевают определенные виды образов.
Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность.
Предметность имеет множество свойств, в том числе, такие , как реальность, объективированность, означенность, константность и др.
В отечественной психологии
деятельный подход к восприятию развивали многие ученые.
Особенно следует отметить среди них Л.С.
Выготского,
82

[стр.,83]

А.Н.
Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, П.Я.
Гальперина, Б.М.
Теплова [72, 73, 77, 228, 254].
Они убедительно доказали, что предметные образы восприятия имею т чувственную основу.
Мысленные образы, к числу которых относятся образы памяти, представления и воображения, чувственной основы лишены, так как «представление» это чувственный образ предмета в данный момент
нами не воспринимаемого, но который в той или иной форме ранее воспринимался.
Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим, фантастическим, созданным воображением.
В восприятии можно
выделить два плана чувственный и предметный.
То есть, можно сказать, что одни и те же ощущения организованы в разные восприятия.
Из истории психологии известно, что ученые, принадлежавшие к различным эпохам и школам, обращали внимание на эту двуплановость, двойственность образа восприятия.
Дж.
Гибсон
[88] отмечал, что в зависимости от установки наблюдателя возможны два способа восприятия: видимого мира и видимого поля.
Второй способ, считал он, возможен лишь
при особой установке на «картинный» способ видения и он доступен лишь тем, кто владеет навыками самонаблюдения (аналитическая интроспекция), которым легче подвергнуть рисунок, труднее реальную сцену.
Далее Гибсон отмечал, что специфика зрительного восприятия состоит в том, что наряду с низшими формами восприятия человек обладает и высшими культурными формами (восприятия картин).
Язык, музыка, живопись это элементы особого, созданного человеком мира духовной культуры, восприятие которого подчиняется особым закономерностям, отличающим его от низших форм восприятия.
Дж.
Гибсон доказывал, что способность восприятия организма принадлежит не отдельным анатомическим частям, она принадлежит целой «иерархически организованной системе» [88].
Зрение это целая воспринимающая система (состав которой глаза, голова, туловище, ноги), а не просто канал, по которому передаются ощущения.
Таким образом, восприятие не является реакцией на стимул, а есть акт извлечения информации.
При наличии информации восприятие может состояться, а может и не состояться.
Восприятие зависит от возраста воспринимаю83

[стр.,116]

средованным.
В зависимости от этого в познании выделяют две тесно связанные между собой ступени чувственное познание и логическое познание, называемое также абстрактным мышлением.
Всякое познание начинается с живого созерцания с ощущений, чувственных восприятий.
Под «ощущением» мы понимаем отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета.
Решая проблему обучения
рисунку в высшей технической школе, необходимо выяснить различные точки зрения, сложившиеся в науке по вопросу о восприятии.
Известно, что термины «ощущение» и «восприятие» имеют двойственное значение.
Для философов категории ощущения и восприятия определяются как элементарные первичные ступени индивидуального познания,
определенная форма психического отражения внешнего мира.
Психологи же под понятиями» ощущение» и
«восприятие» подразумевают определенные виды образов.
Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность.
Предметность имеет множество свойств, в том числе, такие как реальность, объективированность, означенность, константность и др.
В отечественной психологии
деятельный подход к восприятию развивали многие ученые.
Особенно следует отметить среди них
JI.C.
Выготского, А.Н.
Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, П.Я.
Гальперина, Б.М.
Теллова [70, 71, 74, 141, 206].
Они убедительно доказали, что предметные образы восприятия имеют чувственную основу.
Мысленные образы, к числу которых относятся образы памяти, представления и воображения, чувственной основы лишены, так как «представление» это чувственный образ предмета в данный момент
нами не воспринимаемого, но который в той или иной форме ранее воспринимался.
Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим, фантастическим, созданным воображением.
В восприятии можно
выделить два плана чувственный и предметный.
То 116

[Back]