21 Педагогическая практика способствует тому, чтобы извлекаемая информация становилась все более тонкой и совершенной, более точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь. Чертеж это также разновидность письма, что позволяет накапливать, сохранять, удалять и заменять инварианты, которые были извлечены человеком. Основы черчения и начертательная геометрия позволяют человеку на чертеже изображать лишь то, что он заметил, и что он изобразил на основе правил построения графических изображений. Чертежник всегда оперирует инвариантами, изображать которые он научился ранее. Необходимо подчеркнуть, в связи с этим, что с помощью графических изображений (в частности, чертежей) знания передаются как бы из вторых рук, а потому они являются прекрасным эффективным средством обучения, воспитания и развития будущего специалиста художника-педагога. Итак, кроме чувств и эмоций в учебном процессе изучения основ черчения и начертательной геометрии требуется целевая установка на познание научных знаний, умений и навыков, на развитие воспринимающей системы. В настоящее время среди педагогов практиков существует определенная растерянность перед наличием большого количества теорий, которые порой дают взаимоисключающее толкование понятий и могут сбить с толку неопытного педагога. В частности, речь идет о теории ограниченных возможностей человека. Главный ее тезис состоит в том, что любые попытки обучения ни к чему не приведут. Далее делается вывод, что причину неудач при обучении следует искать не в ошибках преподавателя, в его недостаточном профессионализме, а исключительно в не талантливости обучаемого. Например, в основе таких теорий, как тестирование интеллекта и прогрессивизма лежат законы о наследственных и врожденных факторах. Функции преподавателя основ черчения и начертательной геометрии в свете этих концепций должны ограничиваться лишь созданием благоприятной почвы для вызревания и расцвета врожденных способностей студента, на чем настаивают некоторые педагоги. Таким образом, от преподавателя требуется лишь стоять в стороне, чтобы не мешать, не искажать процесс спонтанного |
Необходимо подчеркнуть, в связи с этим, что с помощью произведений искусства знания передаются как бы из вторых рук, а потому они являются прекрасным эффективным средством обучения, воспитания и развития будущего специалиста-архитектора. Итак, кроме чувств и эмоций в учебном процессе обучения рисунку требуется целевая установка на познание научных знаний, умений и навыков, на развитие воспринимающей системы личности студента. В настоящее время среди педагогов практиков существует определенная растерянность перед наличием большого количества теорий, которые порой дают взаимоисключающее толкование понятий и могут сбить с толку неопытного педагога. В частности, речь идет о теории ограниченных возможностей человека. Главный ее тезис состоит в том, что любые попытки обучения ни к чему не приведут. Далее делается вывод, что причину неудач при обучении следует искать не в ошибках преподавателя, в его недостаточном профессионализме, а исключительно в не талантливости обучаемого. Например, в основе таких теорий, как тестирование интеллекта и прогрессивизма лежат законы о наследственных и врожденных факторах. Функции преподавателя изобразительного искусства в свете этих концепций должны ограничиваться лишь созданием благоприятной почвы для вызревания и расцвета врожденных способностей студента, на чем настаивают некоторые педагоги. Таким образом, от преподавателя требуется лишь стоять в стороне, чтобы не мешать, не искажать процесс спонтанного развития природных сил студента. Далее утверждается, что образование не является само по себе самостоятельной силой, а по этому поле его деятельности сильно ограничено. Отмечается, что познание искусства, развитие эстетического вкуса требует какого-то иного творческого мыслительного и духовного акта, чем изучение всех остальных предметов. На наш взгляд, теоретической базой для развития системы образования должна быть концепция обучаемости любого нормального человека. В свое время Дж. Локк утверждал, что формирование человеческой личности на де85 его от житейского взора» [233]. Педагогическая практика способствует тому, чтобы извлекаемая информация становилась все более тонкой и совершенной, более точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь. Заслуживает внимание утверждение II.II. Ростовцева о том, что основной задачей рисунка является указание путей правильного познания и отражения реальной действительности. Чем правильнее студент видит и понимает закономерности строения натуры, тем лучше и грамотнее будет его восприятие [201]. Картина (любое произведение искусства) это также разновидность письма, что позволяет накапливать, сохранять, удалять и заменять инварианты, которые были извлечены художником. Изобразительное искусство в большой степени отражает субъективное восприятие мира художником, поэтому на картине изображается лишь то, что он заметил , и что он посчитал важным для своего внимания и с авторским отношением к изображаемому. Художник всегда оперирует образами, которые ранее он видел и научился узнавать в жизни. Необходимо подчеркнуть, в связи с этим, что с помощью произведений искусства знания о мире передаются как бы из вторых рук, а потому они являются прекрасным эффективным средством обучения, воспитания и развития будущего специалиста-архитектора. Итак, кроме чувств и эмоций в учебном процессе обучения рисунку требуется целевая установка на познание научных знаний, умений и навыков, на развитие воспринимающей системы личности студента. В настоящее время среди педагогов-практиков существует определенная растерянность перед наличием большого количества теорий, которые порой дают взаимоисключающее толкование понятий и могут сбить с толку неопытного педагога. В частности, речь идет о теории ограниченных возможностей человека. Главный ее тезис состоит в том, что любые попытки обучения ни к чему не приведут. Далее делается вывод, что причину неудач при обучении следует искать не в ошибках преподавателя, в его недостаточном профессиона118 лизме, а исключительно в не талантливости обучаемого. Например, в основе таких теорий, как тестирование интеллекта и прогрессивизма лежат законы о наследственных и врожденных факторах. Функции преподавателя изобразительного искусства в свете этих концепций должны ограничиваться лишь созданием благоприятной почвы для вызревания и расцвета врожденных способностей студента, на чем настаивают некоторые педагоги. Таким образом, от преподавателя требуется лишь стоять в стороне, чтобы не мешать, не искажать процесс спонтанного развития природных сил студента. Далее утверждается, что образование не является само по себе самостоятельной силой, а по этому поле его деятельности сильно ограничено. Отмечается, что познание искусства, развитие эстетического вкуса требует какого-то иного творческого мыслительного и духовного акта, чем изучение всех остальных предметов. На наш взгляд, теоретической базой для развития системы художественного образования должна быть концепция обучаемости любого нормального человека. В свое время Дж. Локк утверждал, что формирование человеческой личности на девять десятых определяется воспитанием и образованием, поэтому образование считалось чрезвычайно важным формирующим фактором. В настоящее время растет понимание того факта, что образование представляет собой процесс или совокупность процессов, в ходе которых у студента в результате его собственной деятельности, направляемой педагогами, развиваются те или иные способности, умения и навыки [176, 177]. Отсюда вытекает понимание роли преподавателя и всей вузовской практики, как активной организации познавательной деятельности студентов путем привития им определенных умений, стимулирования способностей и развития интеллекта, а также моральных достоинств и эстетических представлений. Данной точки зрения придерживались такие отечественные психологи, как Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия [70, 147, 152] и др. Они утверждали, что в развитии высших психических функций важная роль принадлежит практическому опыту обучающегося, в особенности такому, который связан с обучени119 |