Проверяемый текст
Карев, Борис Анатольевич; Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (Диссертация 2003)
[стр. 30]

30 тиями данного предмета.
Мышление на понятийном уровне предполагает их осознание, то есть выделение существенных признаков (свойств
химических, физических и отношений).
Кроме того, необходимо научиться мыслительному анализу как приему, используемому
для образования понятий, включающему такие мыслительные операции, как: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Выполнение практических
графических работ предполагает соединение, как чувственного восприятия, так и абстрактного мышления на основе понятийного аппарата начертательной геометрии, анализа существенных признаков конкретного объекта и на их основе определения способов выполнения изображения.
Усвоение (т.е.
превращение в достояние личности) данных алгоритмов мыслительной деятельности при
выполнении графических изображений происходит в следующей последовательности, основанной на методах обучения: основной понятийный аппарат должен быть усвоен на уровне осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном или близком воспроизведении; применения знаний по образцу или в сходной ситуации; творческое применение знаний в новой ранее незнакомой ситуации [63].
Мы разделяем точку зрения тех психологов, которые утверждают, что знание о внешнем мире нельзя объяснить.
Знание ниоткуда не приходит, оно приобретается по мере того, как
человек смотрит, осязает и т.д., т.е.
нужно научиться читать и брать эти знания у системы окружающего мира, осуществляя информационный обмен между системами окружающего мира и самого человека.

Для того чтобы извлекать информацию из окружающего мира, необходимо понять основы обучения, т.е.
способствовать улучшению восприятия в процессе своей познавательной деятельности.
Выполняя учебные
графические задания, студенты приобретают опыт анализа объекта сначала по готовым алгоритмам, а затем выходят на осознание построения алгоритмов вы
[стр. 89]

чувственную основу [40,41,72,92,93,95, 113, 131, 142].
Формирование логического мышления предполагает познание мира на уровне понятий, суждений и умозаключений.
Таким образом, чтобы сформировать логическую мыслительную деятельность при обучении рисунку студент должен научиться мыслить понятиями данного предмета.
М ышление на понятийном уровне предполагает их осознание, то есть выделение существенных признаков (свойств
и отношений).
Кроме того, необходимо научиться мыслительному анализу как приему, используемому
при образовании понятий, который включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Выполнение практических
работ по анализу выполненных работ предполагает соединение, как чувственного восприятия, так и абстрактного мышления на основе понятийного аппарата теории построения рисунка, анализа существенных признаков применяемых понятий и теорий при выполнении заданий и на их основе выполнение рисунка.
Усвоение (т.е.
превращение в достояние личности) данных алгоритмов мыслительной деятельности при
анализе натуры и выполняемой работы происходит в следующей последовательности, основанной на методах обучения: основной понятийный аппарат должен быть усвоен на уровне осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном или близком воспроизведении(1уу); применения знаний по образцу или в сходной ситуации (2уу); творческое применение знаний в новой ранее незнакомой ситуации (3 уровень усвоения) [61].
Мы разделяем точку зрения тех психологов, которые утверждают, что знание о внешнем мире нельзя объяснить.
Знание ниоткуда не приходит, оно приобретается по мере того, как
художник смотрит, осязает и т.д., т.е.
нужно научиться читать и брать эти знания у системы окружающего мира, осуществляя информационный обмен между системами окружающего мира и самого человека.

Изучение проблемы соотношения репродуктивных и творческих факторов при обучении рисунку требует выяснения роли памяти в восприятии реаль89

[стр.,90]

ного объекта и его последующего изображения.
Для того чтобы извлекать информацию из окружающего мира, необходимо понять основы обучения, т.е.
способствовать улучшению восприятия в процессе своей познавательной деятельности.
Выполняя учебные
задания по рисунку, студенты приобретают опыт анализа формы сначала по готовым алгоритмам, а затем выходят на осознание построения алгоритмов выполнения анализа, а затем на возможность применения их при выполнении других видов работ.
Таким образом, к процессу восприятия подключается необходимость ис• пользования сохраняемых моделей усвоенных способов интеллектуальной деятельности.
Ожидание, предвосхищение, планирование, это осознание изображаемых явлений или событий, которые реально существовали или которые были созданы воображением художника это то, что составляет основу творческой деятельности при познании мира посредством искусства.
Еще раз подчеркнем, что процесс взаимодействия восприятия, памяти, мышления в ходе обучения рисунку не стихиен, а его эффективность определяется системой целенаправленного педагогического воздействия.
Поэтому переход к творческому мышлению при обучении рисунку должен идти постепенно от чувственного восприятия к понятийному уровню, от репродуктивного к творческому.
В процессе обучения рисунку важно обратить внимание на то, что современная теория извлечения информации уничтожает разрыв между восприятием и знанием, существование которого допускают другие теории.
Абстрагирование и эстрагирование инвариантов происходит и при восприятии и при познании.
Различие между восприятием окружающего мира и его постижением будет не качественное, а количественное.
Подчеркивается, что восприятие неразрывно связано с постижением, и, что зрительное восприятие является осознанием устойчивой структуры, а познание является расширением процесса восприятия.
В своих работах B.C.
Кузин отмечает, что значение слова преподавателя особенно хорошо раскрывается при наличии затрудненного узнавания.
Оно называется так потому, что внешние признаки объекта или очень малочисленны, 90

[Back]