35 1.2. Теоретические основы системного подхода к управлению обучением в университете Нет сомнения, что профессиональная подготовка специалистов в вузе должна осуществляться с опорой на идеи гуманизма как философской категории, лежащей в основе определения целей образования. Необходимость вскрывать философский смысл в педагогических вопросах обозначена С. И. Гессеном. По его мнению, целью образования является «не только приобщение учеников к культуре, в том числе, к научным достижениям человечества, но и одновременное формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности»[46]. Идеи такого порядка позволяют обосновать в педагогике, что в последнее время мы находим в исследованиях ученых-педагогов, необходимость перехода от ЗУНов (знания, умения, навыки как цели обучения) в традиционной педагогике к примату личностно-ценностных и общественно значимых структур учебно-воспитательного процесса в систему воззрений личности. Не обошли вниманием подход к человеку с позиции гуманизма и психологи. Так, психолог-гуманист К. Роджерс, раскрывая природу человека, отмечает, что человек активное существо, ориентированное на осознание целей и особенности вести себя к ним[140]. Стремление человека к достижению целей является способом самосовершенствования внутреннего потенциала. Тенденция актуализации состоит в том, что организм всегда стремится к какой-то цели, а это основа его субъектности. В исследовании проблемы развития студентов в высшей школе наиболее важными оказались теоретические основы, раскрывающие это понятие, так как целостный философский образ человека рассматривается как идеал образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта |
ве. Исследования позволяют констатировать, что синхронность взаимодействия систем может быть достигнута за счет единства целей, к рассмотрению которых мы и перейдем. Современные мировоззренческие направления оказывают влияние на философско-методологическое обоснование сущности перехода содержательных единиц образования от ЗУНов (как целей) в традиционной педагогике к примату личностно-ценностных и общественно значимых структур (целей) учебновоспитателыюго процесса в систему воззрения личности. Необходимость в педагогических вопросах вскрывать философский смысл обозначил С.И. Гессен. Мы обратились к ею работам в аспекте целей образования. Ученый, педагог, методолог философии и образования в своей книге «Основы педагогики» [75] отмечает, что « каждый частный вопрос педагогики возводится в последних своих основах к чисто философской проблеме, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение глубинных философских противоположностей» [75:5]. Целью образования, по его мнению, является не только приобщение обучаемого к культуре, в том числе к научным достижениям человечества, но и одновременное формирование высоконравственной, свободной и-ответствен-ной личности. «Своеобразие личности, прежде всего, в духовности». С.И. Гессен, опираясь на передовую русскую традицию, призывал к проникновению в педагогику, высшее образование духовных общечеловеческих ценностей [75:16-18]. В теории систем определено, что системообразующей характеристикой системы является структура как инвариант отношений между элементами состава. Так, рассматривая систему как «организованное или составное целое, набор или комбинацию элементов и частей, образующих единый комплекс или единое целое» [94:32], авторы рекомендуют внести в определение «главный признак системы —ориентацию всех ее элементов на решение единой целевой задачи. Систему, таким образом, можно определить как организованный комплекс мер достижения общей цели» [94:32]. Несмотря на то, что термин «цель» постоянно исполь145 |