Проверяемый текст
Карев, Борис Анатольевич; Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (Диссертация 2003)
[стр. 67]

67 Вы воды по первой главе Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы ясно, что усвоение знаний по основам черчения и начертательной геометрии происходит таким образом, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу.

Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы смоделировать систему обучения так, чтобы она функционировала синхронно с системой восприятия
объектов действительности личностью студентов на основе принципов дополнительности и комплиментарности.
Мы стоим на позиции, что студент это личность, находящаяся в
соответствующем пространстве, времени, движении.
И насколько он будет обладать знаниями, уметь пользоваться ими, отделять доброе от злого, строить межличностные отношения, уметь преодолевать трудности, жить по принципам морали, настолько ему будет комфортно в социальной системе.
И поэтому основная задача педагога в том, чтобы студент вышел из стадии объекта знаний и стал субъектом познания и тем самым приобрел устойчивую, сильную жизненную позицию.
Уметь видеть
объекты в пространстве и движении, научность, профессионализм в работе; уметь дать анализ изображения, прочитать его, все это зависит от того, насколько у студента сильна мотивация к научному познанию вот то основное, что должен усвоить студент при изучении основ черчения и начертательной геометрии.
Рассмотренный материал о психолого-физиологических закономерностях обучения
основам черчения и начертательной геометрии позволяет сделать следующие выводы:
[стр. 92]

дента.
Организовывая такую познавательную деятельность при обучении рисунку преподаватель помогает своим студентам войти в мир их времени уверенными, образованными и воспитанными, умеющими делать правильный моральный выбор и принимать оптимальные жизненные и профессиональные решения.
Такая организация обучения рисунку студентов-архитекторов позволяет реализовать основные цели образования (имеется в виду единство обучения и воспитания) разностороннее развитие и формирование личности, обладающей системой интегрированных гуманитарных и естественно-научных знаний, умений и ценностных ориентацией, способной к самоопределению, к активной преобразовательной профессиональной деятельности.
Мы придерживаемся позиции, что система образования содержит в себе обучение и воспитание, в центре которых всесторонне развитая личность.
Обучение и воспитание суть стороны единой системы образования.
Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке.
Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла («значения для меня») того, что усваивается в ходе образования.
В то же время любое усвоение ценностей (от усвоения фактов и явлений действительности до высших нравственных ценностей) невозможно без обучения.
Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы ясно, что усвоение знаний
при обучении рисунку происходит таким образом, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу.
Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы смоделировать систему обучения так, чтобы она функционировала синхронно с системой восприятия
изображаемых объектов личностью студентов на основе принципов дополнительности и комплиментарности.
Мы стоим на позиции, что студент это личность, находящаяся в
соот92

[стр.,93]

ветствующем пространстве, времени, движении.
И насколько он будет обладать знаниями, уметь пользоваться ими, отделять доброе от злого, строить межличностные отношения, уметь преодолевать трудности, жить по принципам морали, настолько ему будет комфортно в социальной системе.
И поэтому основная задача педагога в том, чтобы студент вышел из стадии объекта знаний и стал субъектом познания и тем самым приобрел устойчивую, сильную жизненную позицию.
Уметь видеть
красоту, гармонию форм, уметь научно обосновать выбор изобразительных средств, понимать свое отношение к изображаемым объектам, видеть взаимосвязь мотива и способа выполнения рисунка, уметь дать анализ работы, определить насколько у него сильна мотивация к научному познанию —вот то основное, что должен усвоить студент при обучении рисунку.
Рассмотренный материал о психолого-физиологических закономерностях обучения
рисунку позволяет сделать следующие выводы.
1.
Процесс обучения рисунку должен основываться на современных подходах к теории восприятия изображения.
2.
При разработке системы обучения рисунку необходимо учитывать закономерности процесса познания и необходимости соединения процесса чувственного и логического познания.
3.
При разработке системы обучения рисунку необходимо учитывать его развивающую и воспитывающую направленность на формирование будущего архитектора.
4.
С точки зрения методики обучения необходимо иметь в виду, что при наличии информации ее восприятие и осознание зависит от возраста воспринимающего, от того, как ои научился воспринимать окружающий мир и насколько у него сильна мотивация к обучению рисунку.
При обучении луч сознания и мощь бессознательного психического, тесно переплетены с личностно-нравственными отношениями и каждый волен выбирать, что является для него ведущим.
Ставя задачей научить студентов правдивому изображению окружающего 93

[стр.,120]

ем.
Вопрос о соотношении сознания и бессознательного в художественном творчестве впервые заметил в отечественной психологии JI.C.
Выготский [70].
Он, атак же С.Л.
Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев, B.C.
Кузин [141, 131, 206] и другие отечественные психологи исходили из признания социально-деятельной обусловленности человека, его влечений и потребностей.
Было разработано учение о предметно-практической сущности сознания индивида в конкретноисторических условиях его бытия.
Конечно, если ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, то едва ли возможно найти ответ на самые основные вопросы психологии познания искусства.
В то же время некоторые психологи, педагоги, художники утверждали и утверждают, что бессознательное находится вне нашего сознания, т.е.
скрытое от нас, неизвестное нам и, следовательно, по самой природе своей оно есть нечто непознаваемое.
Но практика прекрасно показала, что бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной.
Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу
[44,141].
Механизм действия искусства сравнивается психоаналитиками с механизмом действия фантазии.
Известно, что фантазия возбуждается сильным переживанием, в основе искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные влечения и желания.
Таким образом, становится, очевидно, что если часть психологов чрезмерно преувеличивает роль сознания в процессе художественного творчества и утверждает всемогущество сознания, то психоаналитики смещают акцент в другую сторону, сводя роль сознания к нулю, и, утверждая за ним только способность служить слепым орудием в руках бессознательного.
Как показывает анализ специальной литературы, в последние годы в отечественной науке утвердилось конструктивное отношение к роли бессознательного в творчестве.
Работы Д.Н.
Узнадзе [237] и его последователей заложили фундамент научной диалектической концепции бессознательного, позволили с помощью реального психологического эксперимента исследовать сложнейшие 120

[Back]