Проверяемый текст
Астанина Лариса Викторовна; Тенденции и противоречия национальной политики советского государства в 1917-1927 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 111]

и эти восстания были подавлены, поскольку «персидские революционеры лишены всякой моральной поддержки и возможности приобрести достаточ243 ное количество оружия».
В это время на отсутствие помощи из Советской России сетовала и Иранская компартия.
В докладе южного бюро Иранской КП на 4-м конгрессе Коминтерна от 15 мая 1922 года отмечалось, например, что газета иранских коммунистов «Хагикет» /«Правда»/ не получает никаких субсидий извне и высказывалась просьба к большевикам поддержать компартию Ирана «средствами и
бумагой».244 Нежелание большевиков портить дружественные отношения с шахским Ираном из-за авантюрных инициатив тюркских коммунистов типа Султан-Галиева прослеживается и дальше.
Так, 15 января 1925 года Политбюро ЦК РКП/б/ блокировало вопрос о создании младотуркменской партии в
Иране, считая эту акцию «в данный момент нецелесообразной».245 В начале 1920-х гг.
отказ от активной подрывной деятельности в Иране, Турции и Афганистане был важной составной частью внешней политики большевиков на Востоке.
Именно официальное признание суверенности этих государств со стороны
России сделало их благоприятными партнерами страны, что весьма раздражало Великобританию.
Известный русский военный историк, выдающийся
геостратег, проведший много лет в Азии, А.Е.
Снесарев очень положительно расценивал установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном, отметив, что это сближение, от которого совершенно напрасно отказалась после 1907 года царская РосО1 / сия, ослабило влияние Англии в Средней Азии.
243РГАСПИ Ф.
80.
Оп.
6.
Д.
36.
Л.
5, 6 об.
244Там же.
Д.
30.
Л.
4 об.
245Там же.
Ф.17.
Оп.
3.
Д.
485.
Л.2.
2 4 6 Снесарев А.Е.
Афганистан.
«Русский геошшггический сборник».
1996.
выпуск 1.
С.46.
[стр. 141]

141 После возвращения красных войск и многих товарищей из 11ерсии в Баку, персидские правительственные силы наступили на КучекХана.
Во время боёв Кучек-Хан был убит, многие его товарищи сдались в плен...
это был конец Дженгельской революции».
Рассказав о том, что в феврале и мае 1922 юла оставшиеся в живых соратники дважды поднимали восстания, Хаджи-Аямед писал далее о том, что и эти восстания были подавлены, поскольку «персидские революционеры лишены всякой моральной поддержки — -VY7 и возможности приоорссти достаточное количество оружия».
И .по время на отсутствие помоши из Советской России сетовала и Иранская компартия.
В докладе южного бюро Иранской КП на 4-м конгрессе Коминтерна от 15 мая 1922 года отмечалось, например, что газета иранских коммунистов «Хагикет» /«Правда»/ не получает никаких субсидий извне и высказывалась просьба к большевикам поддержать компартию Ирана «средствами и
бумагой»."0* Нежелание большевиков портить дружественные отношения с шахским Ираном из-за авантюрных инициатив тюркских коммунистов типа Султан ! алиева прослеживается и дальше.
Так, 15 января 1925 года Политбюро ЦК РКП/б/ блокировало вопрос о создании младо-туркменской партии в
А\\ Иране, считая эту акцию «в данный момент нецелесообразной»/ В начале 1920-х гг.
огказ от активной подрывной деятельности в Иране, Турции и Афганистане был важной составной частью внешней политики большевиков на Востоке.
207 И'АСПИ Ф.
но.
Он.
6.
Д.
36.
Л.
5, 6 об.
206Там же.
Д.
Ж Л.
4 об.
д а 1ам же.
Ф.)7.
On.
Х Д 485.
Я?..


[стр.,142]

Именно официальное признание суверенности этих государств со стороны Россия сделало их благоприятными партнерами страны, что весьма раздражало Великобританию.
Известный русский военный историк, выдающийся
геострагег, проведший много лет в Азии, А.Н.
С’несарсв очень положительно расценивал установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном, отметив, что это сближение, от которого совершенно напрасно отказалась после 1907 года царская Россия, ослабило влияние Англии в Средней Ashh.2JI) При такой политике большевистского руководства чистка коммунистических калров на Советском Востоке была неизбежна.
И Султан-Галиев с идеей Гурана и со своими конспиративными контактами с турецкими и иранскими коммунистами, а также с одним из лидеров басмачества 3.
Валидовым, дал Политбюро прекрасный повод очистить ряды партии от «паписламистских» и «пантюркисгских» элементов.
В свое время, использовав эти элементы в борьбе против Белого движения и интервенции, руководство большевиков теперь уже не нуждалось в таких людях, как Султан-Галиев, которые претендовали играть главную роль на Советском Востоке.
Избаловав мусульманские народности России чрезмерными уступками, центральная власть избаловала также чрезмерным своим вниманием и восточных коммунистов, поэтому Султан-Галиева и постигла такая трагическая судьба он стал очень удобной мишеныо для чистки от «пантюркизма» и «панисламизма».
" у С несарев А.П.
А ф ганистан.
«Русский геополитический сборник».
1996.
вы пуск 1.
С .46.

[Back]