Проверяемый текст
Плотников, Андрей Анатольевич; Конституция РСФСР 1918 г. (Диссертация 2003)
[стр. 40]

ную одолеть моральный развал одичавшей массы».85 По характеристике И.Л.
Бунина, уличная толпа тех лет это как бы Чудь, поднявшаяся со дна российской жизни и одолевающая самое Русь.

И повсюду, где свершались акты революционного беззакония, а социалистическая идея низводилась до замысла расправы и дележа, непременно возникала фигура в шинели или флотской форме.
«Недавно матрос Железняков, переводя свирепые речи своих вождей на простецкий язык человека массы, сказал, что для благополучия русского народа можно убить и миллион людей.
Я не считаю это заявление
87 хвастовством ...
И больше могут.
Почему не убивать?».

Соглашаясь с беспощадностью карательных мероприятий, направленных на подавление вооруженной контрреволюции, такие видные деятели партии большевиков, как В.И.
Ленин, Н.И.
Бухарин, Ф.Э.
Дзержинский, М.В.
Фрунзе, неоднократно подчеркивали их чрезвычайный, вынужденный, а потому и сугубо временный характер, предостерегали против «возведения
88 нужды в добродетель».
Но в реальной жизни стихийно формировались совсем иные установки и принципы.
Отступления от законности, обусловленные крайними обстоятельствами военного времени, сплошь и рядом трактовались как высшая «революционная законность», чрезвычайные меры как новая устойчивая норма, обеспечивающая «скорейшее
утверждение бесклас89 сового общества».
Произошло глубокое изменение структуры рабочего класса.
Одни его представители сложили головы на фронтах
Первой мировой и начавшейся гражданской войны.
Других голод выгнал в деревню.
Из-за закрытия крупных заводов масса кадровых рабочих подалась на мелкие предприятия и в
85 Горький М.
Указ соч.
С.
71.
86 Бунин И.А.
Окаянные дни.
М., 1991.
Горький М.
Указ.
соч.
С.
69.
88 Там же.
С.
71.
89 Горький М.
Указ.
соч.
С.
71.
[стр. 42]

нительного дележа1 .
В деревнях возглавляли варварские расправы над помещичьими усадьбами, сопровождавшиеся осушением прудов, ломкой ирригационных сооружений, разрушением церквей.
Триумф оголтелого правового нигилизма пришелся на осень 1917 весну 1918 года, когда только в одном Петрограде было совершено около десяти тысяч уличных самосудов2.
Между тем процесс деклассирования трудовой России еще только начинался.
Вторым его актом стали начавшаяся 1ражданская война и разруха.
Достаточно обратиться к произведению очевидца тех событий И.Э.
Бабеля «Конармия», чтобы увидеть, чем было в ту пору повседневное правосознание: партизанщина и драконовские меры пресечения партизанщины, таборный быт, обоюдные (белые и красные) беззаконные репрессии, реквизиции, «сокращенные судебные процессы», обращение к очевидно противоправной практике заложничества3.
При этом терялось сознание ценности отдельной человеческой жизни, вырабатывалась привычка к военнотеррористическому способу решения любых насущных задач.
42 1 Образ действий этого городского охлоса, неподдающегося никаким более точным классово-социальным квалификациям, запечатлен в «Несвоевременных мыслях» М.
Горького и в «Окаянных днях» И.А.
Бунина.
«Издохла совесть, восклицал М.
Горький, чувство справедливости направлено на дело распределения материальных благ, смысл этого «распределения» особенно понятен там, где нищий нищему продаст под видом хлеба еловое полено, запеченное в тонкий слой теста.
Полуголодные нищие обманывают и грабят друг друга этим наполнен текущий день.
И за все это за всю трязь, кровь, подлость, пошлость притаившиеся враги рабочего класса возложат со временем вину именно на рабочий класс, на его интеллигенцию, бессильную одолеть моральный развал одичавшей массы» (Горький М.
Указ соч.
С.
71).
По характеристике И.Л.
Бунина, уличная толпа тех лет это как бы Чудь, поднявшаяся со дна российской жизни и одолевающая самое Русь
(Бунин И.А.
Окаянные дни.
М., 1991).
И повсюду, где свершались акты революционного беззакония, а социалистическая идея низводилась до замысла расправы и дележа, непременно возникала фигура в шинели или флотской форме.
«Недавно матрос Железняков, переводя свирепые речи своих вождей на простецкий язык человека массы, сказал, что для благополучия русского народа можно убить и миллион людей.
Я не считаю это заявление
хвастовством ...
И больше могут.
Почему не убивать?»
(Горький М.
Указ.
соч.
С.69).
2См.: Горький М.
Указ.
соч.
С.
14.
3См.: Бабель И.Э.
Конармия.
Избранное.
М., 1996.
С.113-224.


[стр.,43]

Соглашаясь с беспощадностью карательных мероприятий, направленных на подавление вооруженной контрреволюции, такие видные деятели партии большевиков, как В.И.
Ленин, Н.И.
Бухарин, Ф.Э.
Дзержинский, М.В.
Фрунзе, неоднократно подчеркивали их чрезвычайный, вынужденный, а потому и сугубо временный характер, предостерегали против «возведения
нужды в добродетель»1 .
Но в реальной жизни стихийно формировались совсем иные установки и принципы.
Отступления от законности, обусловленные крайними обстоятельствами военного времени, сплошь и рядом трактовались как высшая «революционная законность», чрезвычайные меры —как новая устойчивая норма, обеспечивающая «скорейшее
утл верждение бесклассового общества» .
Произошло глубокое изменение структуры рабочего класса.
Одни его представители сложили головы на фронтах
I-мировой и начавшейся гражданской войны.
Других голод выгнал в деревню.
Из-за закрытия крупных заводов масса кадровых рабочих подалась на мелкие предприятия и в
мастерские, превращаясь, как тогда говорили, в «изготовителей зажигалок»3.
Росла безработица.
Налицо была общая дисквалификация промышленного пролетариата, и выпадение значительной его части из культуры фабричной дисциплины и фабричной трудовой солидарности, которая была «естественной базой» для всей системы политического (и не в последнюю очередь политико-правового) просвещения рабочих, отлаженного российской социал-демократией еще до революции.
Создавались условия, при которых рабочие массы на некоторый период неизбежно становились, по выражению В.И.
Ленина, «гораздо менее пролетарскими по составу, чем прежде»4.
Класс гегемон, с которым привыкла иметь дело партийная «старая гвардия», превращался в конгломерат, разнородные ядра которого 43 1См.: Горький М.
Указ.
соч.-С.71.
2 Там же.
3Там же.
С.72.
4См.: Ленин В.И.
О государстве // Поли.
собр.
соч.
Т.39.
С.82.

[Back]