Проверяемый текст
Астанина Лариса Викторовна; Тенденции и противоречия национальной политики советского государства в 1917-1927 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 53]

ния.
Советское Правительство переоценило свои возможности.
Наблюдая сложившуюся ситуацию, оно считало, что «большинство польских рабочих стоит на точке зрения
социал-оборончества, социал-патриотизма.
Нужно выждать Польское пролетарское движение идет по тому же пути, что и наше, идет к диктатуре пролетариата, но не так, как в
России».109 Если Украина, Финляндия, Польша, Тува выразили волю к своему самостоятельному существованию, то остальные национальные окраины, в которых размах общественно-политических движений не имел такого масштаба, не успели определиться в своем государственно-правовом статусе.
Причины этого коренились в большей отсталости этих районов, сложности национальных взаимоотношений в некоторых из них, в особенностях военной обстановки и пр.
Вовлекаемые в процесс гражданской войны, не определившиеся в своем отношении к
большевизму, российские регионы различными способами пытались себя обезопасить.
Как правило, наиболее характерными было три пути: обособление, в смысле объявления самостоятельного
государственного образования, попытка присоединения к соседнему, более спокойному государству, или же провозглашение автономии внутри России.
«Рост центробежных тенденций в условиях системного кризиса империи привел в 1917-1918 гг.
к провозглашению ряда национально-территориальных автономий и образованию многочисленных «центральных» и областных
правительств».110 В большой степени принятию подобных решений способствовали перегибы, нередко допускавшиеся представителями центральной власти на местах.
Устанавливая советскую власть на Кавказе
и осуществляя здесь национально-государственное строительство большевики поначалу придерживались особой осторожности в мусульманском вопросе.
«Учитывая всю
109Ленин В.И.
Поли.
собр.
соч.
Т.
29.
С.
153-154.
110 Национальная политика России: история и современность/отв.
ред.
Михайлов В.А.М., 1997.
С.
235.
[стр. 97]

97 разделов Польши, ввиду их противоречия принципу самоопределения наций и революционному правосознанию русского народа, признавшего за польским народом неотъемлемое право на самостоятельность и единство, отменяются настоящим бесповоротно».143 В итоге, как и Финляндия, польское национальное государство возникло как буржуазнопомещичье.
Более того, в данный период времени между Польшей и Россией были прерваны даже международно-правовые отношения.
Советское Правительство переоценило свои возможности.
Наблюдая сложившуюся ситуацию, оно считало, что «большинство польских рабочих стоит на точке зрения
социал-оборончсства, социалпатриотизма.
Нужно выждать Польское пролетарское движение идет по тому же пути, что и наше, идет к диктатуре пролетариата, но не так, как в
России».144 Если Украина, Финляндия, Польша, Тува выразили волю к своему самостоятельному существованию, то остальные национальные окраины, в которых размах общественнополитических движений не имел такого масштаба, не успели определиться в своем государственно-правовом статусе.
Причины этого коренились в большей отсталости этих районов, сложности национальных взаимоотношений в некоторых из них, в особенностях военной обстановки и пр.
Вовлекаемые в процесс гражданской войны, не определившиеся в своем отношении к
143 Там же.
С.22.
ш Ленин В.И.
11олное собр.
соч.
Т.
29.
С.
15.V 154.


[стр.,98]

98 большевизму, российские регионы различными способами пытались себя обезопасить.
Как правило, наиболее характерными было три пути: обособление, в смысле объявления самостоятельного
государственною образования, попытка присоединения к соседнему, более спокойному государству, или же провозглашение автономии внутри Россик.
«Рост центробежных тенденций в условиях системного кризиса империи привел в 1917-1918 гг.
к провозглашению ряда национально-территориальных автономий и образованию многочисленных «центральных» и областных
правительств»."145 В большой стелени принятию подобных решений способствовали перегибы, нередко допускавшиеся представителями центральной власти на местах.
Устанавливая советскую власть на Кавказе
if осуществляя здесь национальногосударственное строительство большевики поначалу придерживались особой осторожности в мусульманском вопросе.
«Учитывая всю
сложность этого вопроса и необходимость гибко» такаики в деле его разрешения в духе коммунизма, большевики расчленили мусульманский вопрос на две части: 1.
Мусульманский вопрос как вопрос полишко-нацяональный (имея в виду все народы мусульманской религии), 2.
Мусульманский вопрос как U6 вопрос культурно-религиозный».
U5 Национальная политика России: история и со&ремснвость/отк.
ред.
Михаилов В.А.М., 1W .
С.
235.
иь Лвторханов А.
Империя Кремля.
Мииск-Москва.
1991.
С.
53.

[Back]