Проверяемый текст
Астанина Лариса Викторовна; Тенденции и противоречия национальной политики советского государства в 1917-1927 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 54]

сложность этого вопроса и необходимость гибкой тактики в деле его разрешения в духе коммунизма, большевики расчленили мусульманский вопрос на две части: 1.
Мусульманский вопрос как вопрос
политико-национальный (имея в виду все народы мусульманской религии), 2.
Мусульманский вопрос как
вопрос культурно-религиозный».111 Для успешного разрешения первой части вопроса необходимо было проявить особую гибкость в отношении ко второй части, что было зафиксировано и в программе РКП (б), требующей «особой осторожности и особого внимания к пережиткам национальных чувств».
Этот пункт программы Сталин интерпретировал следующим образом: «если, например,
дагестанские массы сильно заражены религиозными предрассудками, идут за коммунистами «на основании шариата», то ясно, что прямой путь борьбы с религией в этой стране должен быть заменен путями косвенными, более осторожными и т.д.
и
т.п.».112 В соответствии с данным требованием, в декабре 1917 года советское правительство вынесло постановление вернуть мусульманам экземпляр «Священного Корана Османа», который был конфискован в свое время царским правительством и хранился в Государственной публичной библиотеке.
Этот экземпляр был торжественно вручен Мусульманскому съезду, происходившему в Петрограде в декабре 1917 года.
В январе 1918 года по решению
Наркомнаца были переданы башкирам мечеть в Оренбурге («Караван-сарай») и татарам башня Суюмбеки в Казани (национально-религиозный памятник древнего татарского государства).
Тактика большевиков приносила свои плоды.
К тому же большевики подчеркивали в своей пропаганде в мусульманских районах, что коммунизм и шариат не противоречат, а дополняют друг Друга.
Отсюда
часть мусульманского духовенства выдвинула лозунг: «За со111 ЛвторхановЛ.
Империя Кремля.
Минск-Москва, 1991.
С.
53.
1,2 Там же.
[стр. 98]

98 большевизму, российские регионы различными способами пытались себя обезопасить.
Как правило, наиболее характерными было три пути: обособление, в смысле объявления самостоятельного государственною образования, попытка присоединения к соседнему, более спокойному государству, или же провозглашение автономии внутри Россик.
«Рост центробежных тенденций в условиях системного кризиса империи привел в 1917-1918 гг.
к провозглашению ряда национально-территориальных автономий и образованию многочисленных «центральных» и областных правительств»."145 В большой стелени принятию подобных решений способствовали перегибы, нередко допускавшиеся представителями центральной власти на местах.
Устанавливая советскую власть на Кавказе if осуществляя здесь национальногосударственное строительство большевики поначалу придерживались особой осторожности в мусульманском вопросе.
«Учитывая всю сложность этого вопроса и необходимость гибко» такаики в деле его разрешения в духе коммунизма, большевики расчленили мусульманский вопрос на две части: 1.
Мусульманский вопрос как вопрос
полишко-нацяональный (имея в виду все народы мусульманской религии), 2.
Мусульманский вопрос как
U6 вопрос культурно-религиозный».
U5 Национальная политика России: история и со&ремснвость/отк.
ред.
Михаилов В.А.М., 1W .
С.
235.
иь Лвторханов А.
Империя Кремля.
Мииск-Москва.
1991.
С.
53.


[стр.,99]

Для успешного разрешения первой части вопроса необходимо было проявить особую гибкость в отношении ко второй части, что было зафиксировано и в программе PKI ( (б), требующей «особой осторожности и особого внимания к пережиткам национальных чувств».
Этот пункт программы Сталин интерпретировал следующим образом: «если, например,
дагесганские массы сильно заражены религиозными предрассудками, идут за коммунистами «на основании шариата», то ясно, что прямой путь борьбы с религией в этой стране дшикен быть заменен путями косвенными, более осторожными и т.д.
и
т.п.».147 В соответствии с данным требованием, в декабре 1917 года советское правительство вынесло постановление вернуть мусульманам экземпляр «Священного Корана Османа», который был конфискован в свое время царским правительством и хранился в Государственной публичной библиотеке.
Этот экземпляр был торжественно вручен Мусульманскому съезду, происходившему в Петрограде в декабре 1917 года, В январе 1918 года по решению
Наркомнаиа были переданы башкирам мечеть в Оренбурге («Караван-сарай») и татарам башня Суюмбски в Казани (национально-религиозный памятник древнего татарского государства).
Тактика большевиков приносила свои плоды.
К тому же большевики подчеркивали в своей пропаганде в мусульманских районах, что коммунизм и шариат не противоречат, а дополняют друг Друга.
Отсюда
чаегь мусульманского духовенства выдвинула лозунг: «За советскую власть, за шариат!».
Именно это движение

[Back]