Проверяемый текст
Астанина Лариса Викторовна; Тенденции и противоречия национальной политики советского государства в 1917-1927 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 61]

тугтки центра не удовлетворили грузинских национал-коммунистов (за исключением Мдивани).
12 октября 1922 года Пленум ЦК
КП Грузии постановил считать преждевременным решение Закавказского крайкома РКП/б/ о введении закавказского бона с 25 октября 1922 года.
В
решении пленума по этому вопросу четко проглядывается не только несогласие с конкретным постановлением Заккрайкома, возглавляемого Орджоникидзе ярого противника грузинского изоляционизма, но и настойчивое стремление грузинских национал-коммунистов навязать Москве свою точку зрения на проведение денежной реформы.
Так, Пленум ЦК КП Грузии указал, в частности, на то, что «унификация дензнака должна произойти в тот момент, когда денежный знак РСФСР на вольном рынке будет котироваться
по курсу высшему или по крайней мере равному, чем денежный знак ССРГ».
Далее Пленум ЦК КП Грузии, специально указав на то, что грузинский бон в 25 раз превышает покупательную способность российского рубля, запугивал центр тем, что «неограниченный прием
менее ценных российских дензнаков фактически равносилен уничтожению стабильного и более ценного груззнака...
Менее ценный российский дензнак будет фактически заполнять все государственные кассы, а население будет их избегать, что окончательно запутает наши финансы и создаст прямо безвыходное положение».123
В ответ на этот демарш грузинских национал-коммунистов Сталин и Орджоникидзе направили в ЦК РКП/б/ аналитическую записку «Возможно ли сохранение отдельной валюты в Грузии».
В ней указывалось, в частности, на то, что «обмен грузинских рублей на новые закавказские должен быть произведен с выплатой за грузинский рубль по его рыночной покупательной силе Катастрофы не будет, ибо ничто не мешает излишние количества россрубля отливать из Грузии в Россию в уплату за
росстовары.
Разрешением такого хождения россрубля по рыночному курсу будет в действительности
123РГАСПИ.
Ф.17.
Оп.
2.
Д.
83.
Л.
9.
[стр. 111]

1(1 для реализации следующие товары: «а) I млн.500 тысяч пудок хлеба к 1-му января 1.000.000 пулов из этого числа, а остальные 500 тысяч пудов не позднс-с 1-го мая...; б) не менее 5 млн.
аршин мануфактуры с доставкой не позднее Ьго декабря...
В тех же целях признается необходимым отпуск в распоряжение Госбанка из золотого фонда РСФСР о для проведения валютной реформы 250 тысяч рублей золотом».365 Однако, даже такие большие уступки центра не удовлетворили грузинских национал-коммунистов (за исключением Мдивани).
12 октября 1922 года Пленум ЦК
КГГ Грузии постановил считать преждевременным решение Закавказского крайкома РКП/б/ о введении закавказского бона с 25 октября 1922 года.
В
решений пленума по этому вопросу четко проглядывается не только несогласие с конкретным постаЕювлснием Заккрайкома, возглавляемого Орджоникидзе ярого противника грузинского изоляционизма, но и настойчивое стремление грузинских паниопап-коммунястов навязать Москве свою точку зрения на проведение денежной реформы.
Так, Пленум ЦК КП Грузии указал, в частности, на то, что «унификация дензнака должна произойти в тот момент, когда денежный знак РСФСР на вольном рынке будет котироваться
но курсу высшему или по крайней мере равному, чем денежный знак ССРГ».
Далее Пленум ЦК КП Грузии, специально указав на то, что грузинский бон в 25 раз превышает покупательную способность российского рубля, запугивал центр тем, что «неограниченный прием
мсиее ценных российских дензнаков фактически равносилен FI‘АСИИФ.17.
Он.2.
Д.
84.1\А.


[стр.,112]

112 уничтожению стабильного и более ценного груззнака...
Менее ценный российский дензнак будет фактически заполнять все государственные кассы, а население будет их избегать, что окончательно запутает наши финансы и создаст прямо безвыходное положение»
.164 В ответ на этот демарш грузинских национал-коммунистов Сталин и Орджоникидзе направили в ЦК РКП/б/ аналитическую записку «Возможно ли сохранение отдельной валюты в Грузии».
В ней указывалось, в частности, на то, что «обмен грузинских рублей на новые закавказские должен быть произведен с выплатой за грузинский рубль по его рыночной покупательной силе...
...Катастрофы не будет, ибо ничто не мешает излишние количества россрубля отливать из Грузии в Россию в уплату за
россговары.
Разрешением такого хождения россрубля по рыночному курсу будет в действительности
положен предел политически и экономически недопустимому бойкоту россдснзнака, проводящемуся в настоящее время.
Этот бойкот имеет своим результатом необходимость для РСФСР в значительной мере оплачивать валютой содержание армии и федеральных учреждений в Грузии и позволяет использовать все выгоды от Батумского порта исключительно в интересах небольшого грузинского рынка.
В обоих этих отношениях существовавшее до сих пор положение не может быть сохранено как чрезмерно убыточное для всей федерации» .165 В конечном счете, 1рузинеким националкоммунистам не удалось сохранить грузинский бон, но тем не ,м Там же.
Д.83.Л.
9.
165Там же.
Лч.11-12.

[Back]