Проверяемый текст
Вершинин, Михаил Александрович. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов (Диссертация 2005)
[стр. 29]

29 т.д., смыслообразующей связи между определяющими ход событий фигурами и пешками.
Наше мнение совпадает с результатами исследований В.Н.
Пушкина: «Как показали наши эксперименты с шахматистами, из всей предъявленной шахматной позиции,
на которой могут быть расположены многочисленные фигуры, выбираются только те элементы, между которыми устанавливается связь.
Шахматист при взгляде на позицию, состоящую из тридцати фигур, видит, например, пять фигур, между которыми он установил связь и которые образуют для него систему.
Эту систему мы назвали оперативно-информационной моделью уже не отдельного элемента, а всей ситуации.
С точки зрения опять-таки логико-языковых понятий модель такого рода является смыслом ситуации...
То обстоятельство, что модели фигур, будучи построены в голове шахматиста, оказывают влияние на формирование стратегии, может быть объективно зарегистрировано с помощью движения глаз.
Шахматисту на несколько секунд предъявлялась сложная игровая позиция, в которой содержалась выигрывающая комбинация.
Инструкция гласила «найдите лучший ход».
В этих опытах было обнаружено, что за несколько секунд испытуемый успевал совершить много движений по шахматной доске.
Маршруты показывали, что формированию стратегии предшествовало выявление признаков фигур, установление отношений между ними, а не перебор вариантов»
[В.Н.
Пушкин, 1971; Н.В.
Жмарев, 1986; Л.А.Жукова,1998; В.
Мурашко, В.
Стяжкин,1999].
Теперь, когда подробно рассмотрены необходимые знания
и специфические приемы познавательной деятельности, представим их взаимодействие в виде обобщенной таблицы (см.
табл.
1).
Умелое сочетание на практике совокупности знаний и приемов, рассмотренных в таблице, позволяет говорить о наличии у спортсмена игрового мастерства.
«По мнению шахматных специалистов-педагогов, игровое мастерство складывается в основном из четырех компонентов: —комбинационного зрения умения отыскать в позиции яркую идею, связанную с жертвой шахматного материала;
[стр. 89]

89 игроком перспектив позиции при том или ином направлении развития событий [25; 26].
Первоначальной стадией расчета, по мнению Б.М.
Блюменфельда, выступает процесс видения, являющийся одной из форм интуитивного мышления, который характеризуется прогнозированием целой серии ходов, объединенных общей идеей, без предварительного просчитывания этой последовательности.
«Оно срабатывает там, где для детального, полного расчета не хватает времени (например, в цейтноте).
Оно не требует напряженного произвольного внимания.
Но самое важное свойство видения состоит в следующем: видение является необходимым элементом нахождения идеи, так как детальный расчет всех ходов, пока не нащупана идея, придающая ходам в расчете формированный характер, нецелесообразен и даже часто нереален.
Поэтому поиски комбинационной идеи и самый заключительный момент нахождения ее неизбежно связаны с конкретизацией идеи путем охвата видением основного в последующих ходах» [26, С.
193].
Рассмотренные нами и многие другие приемы операционнофункционального компонента ярко проявляются в такой специфической сфере деятельности шахматиста, какой является игра не глядя на доску.
Как писал первый русский чемпион мира А.А.
Алехин, дававший сеанс одновременной игры вслепую на 28 (!) досках (Париж,1925 г.), «играющий не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску с ее белыми и черными клетками...
он припоминает только какой-нибудь характерный ход, конфигурацию части доски» [153, С.
14].
В данном высказывании точно подмечено то обстоятельство, что в деятельности, носящей, казалось бы, чисто зрительный характер, собственно зрительное восприятие не играет решающего значения гораздо важнее осмысление шахматистом некоторого множества образов сложившейся ситуации на доске, соотнесение их с ранее изученными типовыми позициями и определение, с помощью логических приемов синтеза, анализа, сравнения и т.д., смыслообразующей связи между определяющими ход событий фигурами и пешками.
Наше мнение совпадает с результатами исследований В.Н.
Пушкина: «Как показали наши эксперименты с шахматистами, из всей предъявленной шахматной пози


[стр.,90]

90 ции, на которой могут быть расположены многочисленные фигуры, выбираются только те элементы, между которыми устанавливается связь.
Шахматист при взгляде на позицию, состоящую из тридцати фигур, видит, например, пять фигур, между которыми он установил связь и которые образуют для него систему.
Эту систему мы назвали оперативно-информационной моделью уже не отдельного элемента, а всей ситуации.
С точки зрения опять-таки логико-языковых понятий модель такого рода является смыслом ситуации...
То обстоятельство, что модели фигур, будучи построены в голове шахматиста, оказывают влияние на формирование стратегии, может быть объективно зарегистрировано с помощью движения глаз.
Шахматисту на несколько секунд предъявлялась сложная игровая позиция, в которой содержалась выигрывающая комбинация.
Инструкция гласила «найдите лучший ход».
В этих опытах было обнаружено, что за несколько секунд испытуемый успевал совершить много движений по шахматной доске.
Маршруты показывали, что формированию стратегии предшествовало выявление признаков фигур, установление отношений между ними, а не перебор вариантов»
[236, С.
106].
Теперь, когда подробно рассмотрены необходимые знания,
специфические приемы учебно-тренировочной деятельности и логические приемы мышления, представим их взаимодействие в виде обобщенной таблицы 1.3.1.
Умелое сочетание на практике совокупности знаний и приемов, рассмотренных в таблице, позволяет говорить о наличии у спортсмена игрового мастерства.
«По мнению шахматных специалистов-педагогов, игровое мастерство складывается в основном из четырех компонентов: — комбинационного зрения умения отыскать в позиции яркую идею, связанную с жертвой шахматного материала;
— техники расчета вариантов умения далеко и точно рассчитывать последствия того или иного хода; — позиционного чутья умения выбрать правильный план игры, определить лучшие места для расположения своих фигур и оттеснить на невыгодные позиции фигуры противника;

[Back]