Проверяемый текст
Вершинин, Михаил Александрович. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов (Диссертация 2005)
[стр. 33]

33 сти для достижения поставленных целей, способность к организации самим учащимся собственной развивающей деятельности; способность к самовоспитанию, самовыражению и самореализации.
Одним из ведущих элементов в структуре эмоционально-волевого компонента является личностная рефлексия, детерминирующая постановку целей саморазвития.
У высококвалифицированного шахматиста развитый рефлексивный компонент проявляется в формировании различных шахматных образов.
В.Б.
Малкин определяет это понятие как «типовую позицию, по поводу которой шахматист имеет сложившуюся оценку»
[Н.В.
Крогиус,1981; М.А Вершинин.2003].
На наш взгляд, это определение требует уточнения, потому что ассоциации в мыслительной деятельности шахматиста возникают не только при наличии на доске определенных типовых позиций.
Более точная формулировка указана Н.В.
Крогиусом: «Благодаря знаниям
и практическому опыту шахматист оценивает множество позиций, причем самых разнообразных, по сходству с ранее встречавшимися.
Здесь ему приблизительно известно, что и как делать дальше.
На основе этих позиций возникают более обобщенные образы.
Но значительное количество позиций не может с достаточной полнотой быть оценено только по аналогии с ранее известными.
Какие-то элементы оценок, взятые из прошлого опыта, здесь тоже имеются: характерное положение отдельной фигуры, знакомая угроза «вилки» и т.д., но это пока еще фрагменты будущей общей оценки.
Это более конкретный образ, существенно отличающийся от образа типовой позиции»
[Н.В.
Крогиус,1969; В.К.
Бальсевич,1980].
В заключении, мы считаем необходимым выделить уровни рефлексии шахматиста в процессе его профессиональной деятельности: 1) анализ значимости мотивации игровой и спортивной деятельности; 2) критический подход к выбору цели предстоящей деятельности; 3) оценка прогнозируемых результатов;
[стр. 92]

92 г) соотносить тактические и стратегические действия; д) отказываться при необходимости от сложившихся стереотипов и шаблонов, искать и находить новые оценки, сравнения, обобщения, подходы, действия; е) эффективно использовать теорию и новые идеи на практике, в процессе творческого поиска [59; 67].
Рефлексирующий компонент.
«Мыслить — значить говорить с самим собой» сказал И.
Кант, подчеркивая тем самым значение рефлексии.
Справедливость этих слов может подтвердить любой шахматист, ведущий во время партии непрерывный внутренний диалог между двумя «Я».
Одно «Я» проводит оценку позиции, определяет общие схемы действия, выбирает план.
Второе «Я», являясь своеобразным оппонентом, начинает выбирать между различными вариантами, уточнять, опровергать.
Причем, чем выше уровень знаний будет у этого оппонента, тем точнее будет у шахматиста произведены окончательная оценка ситуации на доске, выбор соответствующего позиции хода.
Как подчеркивают С.Д.
Неверкович, Н.В.
Самоукина, Е.Н.
Кучумова, «только после проведения рефлексивного анализа шахматной ситуации шахматист может выбрать как оптимальный план игры в целом, так и конкретный ход в данной сложившейся ситуации» [213, С.
96].
Вне соревновательной деятельности основным способом развития рефлексии является анализ сыгранных партий.
«Комментировать партии значит восстановить логический ход мысли обоих противников, выявить все критические моменты, указать причины побед и поражений, оттенить достоинства и недостатки шахматных построений» [22, С.
12].
У высококвалифицированного шахматиста развитый рефлексивный компонент проявляется в формировании различных шахматных образов.
В.Б.
Малкин определяет это понятие как «типовую позицию, по поводу которой шахматист имеет сложившуюся оценку»
[157, С.
45].
На наш взгляд, это определение требует уточнения, потому что ассоциации в мыслительной деятельности шахматиста возникают не только при наличии на доске определенных типовых позиций.
Более точная формулировка указана Н.В.
Крогиусом: «Благодаря знаниям


[стр.,93]

93 и практическому опыту шахматист оценивает множество позиций, причем самых разнообразных, по сходству с ранее встречавшимися.
Здесь ему приблизительно известно, что и как делать дальше.
На основе этих позиций возникают более обобщенные образы.
Но значительное количество позиций не может с достаточной полнотой быть оценено только по аналогии с ранее известными.
Какие-то элементы оценок, взятые из прошлого опыта, здесь тоже имеются: характерное положение отдельной фигуры, знакомая угроза «вилки» и т.д., но это пока еще фрагменты будущей общей оценки.
Это более конкретный образ, существенно отличающийся от образа типовой позиции»
[152, С.
18].
В шахматном мышлении мастеров умственная деятельность с помощью образов, целостное, основанное на рефлексии, структурное видение свойств шахматной позиции в динамике занимает ведущее место.
В режиме активной творческой работы высококвалифицированный шахматист практически не оперирует кодовыми (логическими) приемами, в особенности при поиске идей, постановки цели.
Он, образно говоря, «проскакивает» мимо отдельных ходовопераций, работая с более крупными смысловыми конфигурациями, с интегральными единицами мышления.
В заключении, мы считаем необходимым выделить уровни рефлексии шахматиста в процессе его профессиональной деятельности: 1) анализ значимости мотивации игровой и спортивной деятельности; 2) критический подход к выбору цели предстоящей деятельности; 3) оценка прогнозируемых результатов;
4) самооценка владения алгоритмами оценивания своей деятельности и отдельных ее компонентов.
Логическое мышление обеспечивает шахматисту переработку информации и получение новой, не заданной в исходной ситуации.
Оно имеет место там, где для разрешения возникшей задачи недостаточно использования уже имеющегося прошлого опыта, когда путем использования накопленных знаний (понятий, способов действия) необходимо получить новый результат.
Оно возникает из потребности выполнить ту или иную задачу (учебно-тренировочную или практическую), путь разрешения которой шахматисту неизвестен [50; 69].

[Back]