Проверяемый текст
Рахматулина Наталья Гаптрахмановна. Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести: вопросы квалификации и индивидуализации наказания (Диссертация 2005)
[стр. 104]

'4 104 мотив представляет собой внутреннюю суть поведения человека, то ни осознание общественной опасности своего действия (бездействия), ни предвидение его общественно опасных последствий, ни наличие желания или его отсутствие (сознательное допущение, самонадеянный расчет на предотвращение и т.
д.) наступление этих последствий не
может быть понято вне психологической сути содеянного.
Как совершенно справедливо отмечает В.В.
Лунеев,
"только исследуя действительное хотение субъекта, можно понять его фактическое отношение к своим действиям и их возможным последствиям, т.
е.
установить его реальную вину, не нарушая принципа субъективного
вменения"1.
Проблема мотива преступления является одной из важнейших в российском праве.
Знать, как и под влиянием чего совершает человек те или иные поступки, очень важно для теории уголовного права и особенно для следственной и судебной практики.
Установление объективной истины по уголовному делу и квалификация преступления, назначение наказания и профилактика преступлений — все это самым тесным образом связано с мотивом.
Понятие "мотив" в русском языке происходит от французского motif, которое в свою очередь произошло от латинского movere (moveo) двигать (двигаю) и в обыденном понимании означает побудительную причину действий человека.
Попытки
психологического определения мотива поведения появились уже в далекой древности.
Впервые это понятие возникло, по-видимому, в античный период.
Мотив при этом представлялся в качестве «внутренней движущей силы», без которой невозможно было объяснить факт сознательного, целенаправленного поведения человека.
Как всякое примитивное, по существу еще донаучное, понятие, это определение было далеким от истины.
Дело усугублялось еще и тем, что объяснение мотива связывали с объяснением мышления, чувств и воли, и поэтому на понятие мотива переносились все те ошибки, которые существовали в понимании этих последних явлений.
В «метафизической» психологии все психические явления, в том числе и мотивы, рассматривались как проявления «души».
1 Лунеев В.В.
Субъективное вменение.
М., 2000.
С.
63
[стр. 16]

16 ГЛАВА 1.
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ МОТИВА И ЦЕЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В НАУКЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА 1.1.
Понятие и классификация мотивов и целей преступления в доктрине уголовного права Уголовный закон указывает на то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ст.
5 УК РФ); Вина составляет содержание субъективной стороны любого состава преступления 4.
В свою очередь, правильное установление субъективной стороны преступления немыслимо без изучения и раскрытия мотива и цели преступления, ибо без них невозможно составить представление о характере процесса, происходящего в сознании субъекта в момент совершения деяния.
Так как мотив представляет собой внутреннюю суть поведения человека, то ни осознание общественной опасности своего действия (бездействия), ни предвидение его общественно опасных последствий, ни наличие желания или отсутствие (сознательное допущение, самонадеянный расчет на предотвращение и т.
д.
) наступление этих последствий не
могут быть поняты вне этой психологической сути.
Как совершенно справедливо отмечает В.В.
Лунеев,
“только исследуя действительное хотение субъекта, можно понять его фактическое отношение к своим действиям и их возможным последствиям, т.
е.
установить его реальную вину, не нарушая принципа субъективного
вменения” 5.
Поэтому проблема факультативных признаков субъективной стороны преступления является одной из важнейших в российском уголовном праве.
Установление объективной истины по делу и квалификация преступлений 4 Субъективная сторона преступления представляет собой отражение (возможность отражения) в сознании субъекта объективных признаков содеянного и характеризует отношение к ним субъекта (см.: Кудрявцев В.Н, Общая теория квалификации преступлений.
М.
г2001.
С.147.
5Лунеев В.В.
Субъективное вменение.
М., 2000.
С.
63.



[стр.,18]

18 Понятие “мотив” в русском языке происходит от французского motif, которое в свою очередь произошло от латинского movere (moveo) двигать (двигаю) и в обыденном понимании означает побудительную причину действий человека.
По
своей природе мотив, как и цель, относится к психологическим категориям.
Однако их исследованием занимаются ученые, представляющие различные отрасли науки.
Имеют существенное значение они и для уголовного права.
В связи с этим в юридической литературе дискутируется вопрос о возможности разработки в науке уголовного права самостоятельного определения мотива и цели преступления.
На это обращал внимание еще дореволюционный криминалист М.П.
Чубинский, работа которого, была одним из первых исследований в русской уголовно-правовой литературе 19 века, посвященных мотиву преступного поведения.
“Несмотря на то, что уголовное право охватывает не всю область человеческих действий, а лишь ее часть действия преступные”, им было предложено “использовать понятие мотива правомерного поведения в качестве мотива поведения противо€9 правного, не изменяя при этом его качественного содержания” .
Спустя полстолетия его позицию разделил Б.В.
Харазишвили, настаивая на том, что юридическая наука должна пользоваться психологическим понятием мотива, а “введение уголовно-правового определения мотива является ненаучным”.
Он подчеркивал, что “мотив всегда лишь психологическая проблема.
В противном случае понятий мотива “может быть столько, сколько отраслей права” *9..
Его оппонентами выступали И.Г.
Филановский, А.Б.
Сахаров, Б.С.
Волков и некоторые другие исследователи ,0.
“Если в психологии, пишет И.Г.
Филановский, мотив деятельности человека объясняет движущие си* Ч убинский М .П .
М отив преступной деятельности и его зн ачен и е в уголовном праве.
Я рославль, 1909.
С .23.
9 Х аразиш вили Б .В .
Вопросы м оти ва поведения п реступн ика в советском уголовном праве.
Т би ли си, 1963.
С .
27.

[Back]