Проверяемый текст
Рахматулина Наталья Гаптрахмановна. Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести: вопросы квалификации и индивидуализации наказания (Диссертация 2005)
[стр. 25]

И .if 25 Впервые была установлена уголовная ответственность не только за пропагандистскую или агитационную деятельность, но и за реальную дискриминацию по национальным признакам.
Это положение отвечало ст.
2 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г.
Однако, несмотря на многочисленные проявления дискриминации по национальным признакам, имевшиеся в различных регионах и по отношению к представителям
различных национальностей, какойлибо практики применения этого закона в стране не существовало1.
Очередное изменение уголовного закона об ответственности за нарушение национального и расового равноправия происходит уже в период перестройки.
Основанием к этому послужили обострения межнациональных отношений, конфликты и массовые беспорядки на национальной почве с человеческими жертвами (погромы в Сумгаите, Ферганской долине и др.).

Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии,
долгое время удерживала межнациональные конфликты на уровне единичных проявлений.
Однако завершение «эры терпимости» явился значимым условием межнациональной и межконфессиональной нестабильности.
В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые законы человеческого общежития
стали подменяться «национальной справедливостью», а кровавые расправы над "чужими" стали проявлением священной мести, которая не рассматривалась в массах как преступление.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1989 г.
«умышленные действия, направленные на возбуждение национальной или расовой вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности» наказывались лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до трех тысяч рублей.

Закон предусматривал и квалифицированные виды этого
преступступления.
Ответственность повышалась, если названные выше действия были
2 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 10 декабря 1948 г.
//
Ведомости Верховного Совета СССР.
1954.
№ 12.
С.
244.

2 Ислам и политика.
Отв.
ред.
Г.В.
Миронова.
М., 2001.
С.
73 1
[стр. 64]

64 ГЛАВА 2.
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УБИЙСТВА ПО МОТИВУ НАЦИОНАЛЬНОЙ, РАСОВОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ НЕНАВИСТИ ИЛИ ВРАЖДЫ 2.L Исторический аспект уголовной ответственности за убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды Северный Кавказ можно определить как самый взрывоопасный этнически конфликтный район в Российской Федерации.
Конфликтная ситуация обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирования и завоевания народов), экономическими (кризис, безработица, обнищание), социальнопсихологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, национализм, сепаратизм, амбиции национальных вождей), территориальными и др.
Стремящиеся к власти и собственности национал-политические силы ловко используют стихийное недовольство, подогревая его, они выставляют себя защитниками нации.
И хотя давно известно, что национализм и этнократизм иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны, внутри взбунтовавшегося народа они, как правило, таковыми не кажутся.
Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией.
Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова.
Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии,
удерживала межнациональные конфликты на уровне единичных проявлений.
Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно и явился значимым условием межнациональной нестабильности.
В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые законы человеческого общежития
подменяются «национальной справедливостью», а кровавые расправы над “чужи

[стр.,69]

69 рующих негативное к ним отношение, чувство неприязни к ним, их образу жизни, быту, культуре, обычаям и т.д.
Другим утвердившимся в науке положением стало признание того, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом, т.
е.
с намерением сформировать (возбудить) у кого-либо чувство национальной или религиозной вражды или розни т .
Наличие этой нормы в уголовном законе не помешало, впрочем, признать преступными целые народы и осуществить массовые репрессии по отношению к крымским татарам, ингушам, калмыкам и другим народностям.
Следующим этапом развития законодательства об ответственности за подобные действия явилось принятие Закона СССР об уголовной ответственности за государственные преступления от 25 декабря 1958 г.
Статья 11 этого закона устанавливала наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до трех лет или ссылки на срок от двух до пяти лет за пропаганду или агитацию с целью возбуждения расовой или национальной вражды или розни, а равно за прямое или косвенное ограничение прав или установления прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности.
Именно в таком виде эта норма вошла в Уголовный Кодекс РСФСР (ст.
74 УК РСФСР рсд.
1960 г.).
Впервые была установлена уголовная ответственность не только за пропагандистскую или агитационную деятельность, но и за реальную дискриминацию по национальным признакам.
Это положение отвечало ст.
2 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., однако несмотря на многочисленные проявления дискриминации по национальным признакам, имевшиеся в различных регионах и по отношению к представителям
122 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е, Русский толковый словарь.
6*е изд.
2000.
С.834.


[стр.,70]

70 различных национальностей, какой-либо практики применения этого закона в стране не существовало т .
Очередное изменение уголовного закона об ответственности за нарушение национального и расового равноправия происходит уже в период перестройки.
Основанием к этому послужили обострения межнациональных отношений, конфликты и массовые беспорядки на национальной почве с человеческими жертвами (погромы в Сумгаите, Ферганской долине и др.).

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1989 г.
«умышленные действия, направленные на возбуждение национальной или расовой вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности» наказывались лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до трех тысяч рублей
123124.
Закон предусматривал и квалифицированные виды этого
преступления.
Ответственность повышалась, если названные выше действия были
соединены с насилием, обманом или угрозами, или совершены должностным лицом: лишение свободы до пяти лет или штраф до пяти тысяч рублей.
Еще более суровая ответственность, согласно закону, наступала если подобные действия совершались группой лиц, либо влекли гибель людей или иные тяжкие последствия.
За эти преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
Закон Союза ССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза СССР»,.принятый 2 апреля 1990 г., закон объявлял противозаконной и подлежащей запрету деятельность любых объединений граждан (в том числе политических партий, общественных организаций и мас123 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 10 декабря 1948 г.
Н Ведомости Верховного Совета СССР.
1954, № 12.
С.244.

124 Ислам и политика.
Огв.
ред.
Г.В.
М иронова.
М ., 2001.
С .
73.

[Back]