Проверяемый текст
Рахматулина Наталья Гаптрахмановна. Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести: вопросы квалификации и индивидуализации наказания (Диссертация 2005)
[стр. 29]

29 качестве отягчающего обстоятельства при назначении наказания в соответствии с п.
3 ст.
39 УК РСФСР.
После введения в ст.
102 УК РСФСР квалифицирующего признака
"совершение убийства на почве национальной или расовой вражды или розни" в теории уголовного права новому квалифицированному составу внимания почти не уделялось.
В лучшем случае делались ссылки на комментарии и разъяснения к ст.
74 УК
РСФСР 1960г.
Между тем, этого явно было не достаточно, тем более, что в ст.
74 УК имелась ввиду цель возбуждения национальной или расовой вражды или розни, а признаком состава убийства, предусмотренного в п.
"м" ст.
102 УК РСФСР, являлся мотив национальной или расовой вражды или розни.
Безусловно, одноименные мотив и цель явления, связанные множеством нитей, но нельзя забывать о том, что они не тождественны.

Изучение судебной практики показывает, что дела об убийствах, совершенных по данному мотиву, в судебной практике встречаются редко.
До 1995г., когда аналогичное обстоятельство, отягчающее убийство, было включено в УК РСФСР, такие убийства квалифицировались по другим признакам ст.
102 УК РСФСР при наличии соответствующих этим признакам обстоятельств, а в некоторых случаях применялась ст.
103 УК РСФСР.
1 января 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 24 мая 1996г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996г., подписан Президентом РФ 13 июня 1996г.).
В отличие от прежнего (УК РСФСР 1960г.) УК РФ базируется на совершенно других началах.
В нём прослеживается отказ от старой идеологии и старых ценностей, в том числе классовых и национальных, и переход к главной идее демократического общества проблеме защиты основных прав и свобод человека, которые являются непосредственно действующими (ст.
18 Конституции РФ).
В новом уголовном законе п.
"м" ст.
102 УК РСФСР был объединен с п.
"к" ст.
102 УК РСФСР (убийство на почве кровной мести) в рамках п.
"л" ч.2 ст.
105 УК 1996г.
(квалифицирующего обстоятельства убийства по мотивам национальной, религиозной, расовой ненависти или вражды).
Аналогичные перестановки
[стр. 85]

S5 способствует многочисленным ош ибка не только в построении уголовноправовых норм, но и их толковании и, конечно, применении.
Убийство, совершенное по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, принадлежит у числу тех преступлений, которые трудно поддаются точному юридическому определению и вызывают наибольшую сложность в установлении юридических признаков.
В судебно-следственной практике и в юридической литературе возникает немало вопросов, вызванных тем, что закон не содержит понятия «мотива», «ненависти», «вражды», а это заставляет каждый раз обращаться за разъяснением в другие источники и оттого насколько точна будет расшифровка понятия, насколько грамотно и точно будет сделан словесный анализ уголовной терминологии, зависит жизнь человека и общества в целом.
Это тот случай, когда одной запятой можно решить участь виновного (казнить нельзя помиловать), В ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР, введенным в действие 1 января 1961 года не было статьи, затрагивающей национальные, расовые, религиозные мотивы и только Законом РФ от 29 апреля 1993 г.
ст.
102 УК РСФСР была дополнена пунктом “м”, содержащим такое отягчающее обстоятельство, как совершение убийства на почве национальной или расовой вражды или розни.
До вступления в силу этого Закона РФ убийства, совершенные по таким мотивам, подлежали квалификации по ст.
103 УК (при отсутствии иных квалифицирующих признаков, перечисленных в ст.
102 УК); мотивы же преступлений, являясь низменными побуждениями, должны были учитываться лишь в качестве отягчающего обстоятельства при назначении наказания в соответствии с п.
3 ст.
39 УК РСФСР.
После введения в ст.
102 УК РСФСР квалифицирующего признака
“совершение убийства на почве национальной или расовой вражды или розни” в теории уголовного права новому квалифицированному составу внимания почти не уделялось.
В лучшем случае делались ссылки на комментарии и разъяснения к ст.
74 УК.

Между тем, этого явно не

[стр.,86]

86 достаточно.
Более того, было бы неверно и даже ошибочно ограничиваться такими ссылками, поскольку в ст.
74 УК имеется ввиду цель возбуждения национальной или расовой вражды или розни, а признаком состава убийства, предусмотренного в п.
“м” ст.
102 УК РСФСР, является мотив национальной или расовой вражды или розни.
Безусловно, одноименные мотив и цель явления, связанные множеством нитей, но нельзя забывать о том, что они не тождественны.

Мотив никогда не может быть идентичен цели, как бы ни были они взаимосвязаны между собой.
Поэтому вопрос о том, что такое мотив национальной или расовой вражды или розни и какая категория убийств подпадает под п.
“м” ст.
102 УК РСФСР (п.
“л” ч.
2 ст.
105 УК РФ), заслуживает самостоятельного исследования 1.
Прежде всего, стоит отметить, что у законодателя не было необходимости при описании состава употреблять одновременно два слова ~ “вражда” и “рознь”, поскольку в русском языке они обозначают одно и то же.
Обратимся к толковому словарю: вражда отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью; рознь вражда, ссоры 2.
Таким образом эти два понятия не имеют существенных смысловых различий и вполне могут быть заменены одним.
Убийство на почве национальной или расовой вражды или розни представляет собой лишение жизни из ненависти или мести к представителям другой национальности или расы.
Однако всякое ли убийство, так или иначе связанное с национальными отношениями, интересами, конфликтами, подпадает под действие п.
“м” ст.
102 УК, образуя состав убийства на почве национальной или расовой вражды или розни.
Как нам кажется, законодатель подразумевал здесь убийство из ненависти к представителям какой-либо национальности или расы вообще, а не к конкретным людям из их числа, а также убийства из мести за принадлежность к той или иной национальности или расе.
*Плаксина Т.А.
Ответственность за убийство, совершенное на почве национальной или расовой вражды или розни.
/ Новое Российское законодательство и практика его применения.
Барнаул, 1997.
С.
50-52.
2Ожегов С.И.
Словарь русского языка, М,, 1990.
С .106, 681.

[Back]