Проверяемый текст
Каменев А.И., История подготовки офицерских кадров в России. - М.: ВПА им. Ленина, 1990
[стр. 100]

что они открывали простор для избрания академиками не только крупнейших ученых, но и людей, проявивших себя в области педагогики.
Характерным было и то, что подготовка в академики была связана с вкладом в решение актуальных учебных задач, стоящих переданным военно-учебным заведением.
В-четвертых, благодаря
деятельности великого князя Михаила Павловича, являвшегося Главным начальником военно-учебных заведений, с января 1839 г.
всем военным чинам состоявшим на службе в военно-учебном ведомстве была дарована следующая льгота право через 5 лет службы в этом ведомстве получать полуторное
жалованье, а через 10 лет двойное.
Такое решение, думается, стало возможным по двум причинам: первое в силу понимания важности военно-учебных заведений для подготовки офицерских кадров; второе из-за
отношений среди представителей правящей царской фамилии.
Таким образом, меры материального и морального поощрения поднимали престиж лиц, проходящих службу в военно-учебных заведениях, и это не могло не отразиться на качестве учебно-воспитательной работы офицеров-воспитателей и профессорско-преподавательского состава.
К числу достижений
данного периода необходимо отнести и начало издания с 1836 г.
при Ш табе военно-учебных заведений «Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений» в размере 24 книжек в год, объемом 5-7 печатных
листа.
Журнал этот предписывалось рассылать по военно-учебным заведениям с таким расчетом, чтобы один экземпляр приходился на каждые 5 человек^.

Новым шагом вперед в подготовке офицерских кадров для русской армии стало издание в 1840 г.
первых подробных программ по всем предметам обучения в военно-учебных заведениях.
100 ‘ РГВИА, ф.725, оп.49, д.67, л.32.
^ См.: Геленковский П.А.
Воспитание юношества в прошлом.
Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856 гг.).
Изд.
2-е.
СПб., 1904.
С.
109.
[стр. 9]

Надо отметить и тот факт, что в рассматриваемый период предпринималось немало мер по повышению престижности педагогического труда в военно-учебных заведениях.
К числу таких мер можно, во-первых, отнести принятие в [76] 1836 году «Положения о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства», в котором устанавливался порядок определения, увольнения и преимуществ, дарованных за службу в военно-учебных заведениях{110}.
Во-вторых, произошла дальнейшая дифференциация в штатном расписании преподавательского состава и в оплате их труда.
В 1835 году была введена новая должность — «наставник-наблюдатель», которую получал один из старших преподавателей, фактически выполняя те обязанности, которые ныне на общественных началах выполняет председатель предметно-методической комиссии в ввузе.
Понятие о степени дифференциации в оплате труда преподавателей дает следующая таблица{111}: Количество часов еженедельных занятий 1835 г.
Категории учителей и их оплата: Наставник наблюдатель.
Учитель старший Учитель младши 15 2600 2500 2000 12 2500 2000 1800 9 1800 1600 1400 6 1400 1200 1000 Менее 6 1200 1000 900 Разница в 100 рублей в оплате труда наставника-наблюдателя и старшего учителя по тем временам была довольно существенной и, думается, позволяла стимулировать рвение к исполнению служебных обязанностей.
Существенным было и то, в-третьих, что было осуществлено продвижение вперед в стимулировании научного роста преподавателей.
Об этом, в частности, свидетельствуют «Правила об избрании академиков», утвержденные 12 марта 1843 года.
[77] Данные правила определяли порядок избрания академиков и требования к процедуре этого избрания: «1.
Ординарных профессоров, прослуживших в этом звании безпорочно 10 лет, производить в академики только в том случае, если они своим преподаванием в академии, в течение означенного времени, постоянно будут приносить пользу и докажут ее, при ежегодных экзаменах, отличными успехами учащихся и притом выполнят одно из нижеследующих условий: а) издадут такое по части своей сочинение, которое ученым сословием признано будет классическим и примется в руководство; б) сделают какие-либо по части естественных или врачебных наук полезные открытия или усовершенствования{112}; в) приобретут сами и с успехом сообщат питомцам отличное искусство в лечении и в производстве хирургических операций, и такой успех докажут числом излеченных больных; г) удовлетворительно решат какую-нибудь важную учебную задачу, предлагаемую правительством или высшим учебным заведением»{113}.
Вся ценность этих правил, на наш взгляд, в том, что они открывали простор для избрания академиками не только крупнейших ученых, но и людей, проявивших себя на поприще педагогическом.
Характерно и то, что подготовка в академики была связана с привнесением вклада в решение актуальных учебных задач, стоящих перед данным военно-учебным заведением.
В-четвертых, благодаря
стараниям великого князя Михаила Павловича, являвшегося Главным начальником военно-учебных заведений, с января 1839 года всем военным чинам, состоявшим на службе в военно-учебном ведомстве была дарована следующая льгота — право через 5 лет службы в этом ведомстве получать полуторное жалование, а через 10 лет — [82] двойное{114}.
Такое решение, думается, стало возможным по двум причинам: первое — в силу понимания важности военно-учебных заведений для подготовки офицерских кадров; второе — из-за
связей и отношений среди представителей царской фамилии.
Другими словами, меры материального и морального поощрения поднимали престиж лиц, проходящих службу в военно-учебных заведениях и это не могло не отразиться и на качестве учебно-воспитательной работы офицеров-воспитателей и профессорско-преподавательского состава.
К числу достижений
этого периода можно со всем основанием отнести начало издания с 1836 года при Штабе военно-учебных заведений «Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений», в размере 24 книжек в год, объемом 5-7 печатных листов.
Журнал этот предписывалось рассылать по военно-учебным заведениям с таким расчетом, чтобы один экземпляр приходился на каждые 5 человек{115}.

[Back]