Проверяемый текст
Каменев А.И., История подготовки офицерских кадров в России. - М.: ВПА им. Ленина, 1990
[стр. 92]

составлении сего четвертого отчета о действиях императорской Военной академии, я имел целью, как и в прежних отчетах, представить Совету критический разбор всех преподаваемых курсов, беспристрастно рассказать о достоинствах преподающих и показать возросшие успехи в образовании офицеров для службы в Генеральном штабе» Образование академии положило начало формированию корпуса офицеров Генерального штаба.
К этой категории причислялись оберофицеры в чине не ниже поручика, прослужившие в строю не менее 2 лет и окончившие академию или выдержавшие при ней экзамен.
С 1840 г.
лучшие из воспитанников кадетских корпусов и Дворянского полка в числе 30 человек прикомандировывались прямо к Генеральному штабу для поступления через 2 года в академию.
Сначала служба в Генеральном штабе не давала никаких преимуществ, и число абитуриентов академии было небольшим.
С 1832 г.
по 1850 г.
в академию поступило 410 человек, в т.
ч.
351 офицер из войск, а окончило — 271 офицера.
После введения некоторых преимуществ, для корпуса офицеров Генерального штаба, в 1852 г.
приток офицеров в академию усилился.
В 1852 г.
было 56 абитуриентов против 9 человек в 1851 г.
и прикомандирование выпускников кадетских корпусов было отменено.
По окончании курса офицеры прикомандировывались на 1 год к образцовым частям для ознакомления со службой.
Выпуск производился в октябре каждого года.
Окончившие по 1-му разряду офицеры получали следующий чин, по 2-му разряду — выпускались тем же чином, а по 3-му разряду — возвращались в свои части и в Генеральный штаб не переводились.
Армейские офицеры переводились в Генеральный штаб с тем же чином, артиллеристы, инженеры и гвардейцы — с повышением в чине, а гвардейские офицеры еще со старшинством в последнем чине.
В средине XIX в.
академия выпускала ежегодно в среднем 23 офицера.
В 1855 г.
она 92 ' Отчет директора императорской Военной академии генерал-адъютанта А.
Сухозанета за 1836 учебный год.
СПб., 1837.
С.
3.
[стр. 5]

разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться и что можно возразить против теории.
Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием; что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышление при помощи чтения книг, к той науке относящихся, распространило познание его далее, нежели позволяло нередко одностороннее воззрение учителя на вещи.
Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может поднять на такую высоту в области знания».
Не трудно догадаться, что пятая степень успеваемости [66] представляет собой идеальную цель, которую видели в то время составители названного документа.
Творческое мышление, самостоятельность и нестандартность суждений, развитая любознательность, широкие и обширные познания, думается, вполне достойные цели развития личности в академии.
В апреле 1854 года Конференция академии приняла следующую систему баллов для оценки познаний офицеров{94}: 1.
Отличная 12 баллов 2.
Весьма хорошая 10-11 бал.
3.
Хорошая 8-9 бал.
4.
Удовлетворительная 6-7 бал.
5.
Посредственная 4-5 бал.
6.
Слабая 0-3 бал.
Ежегодно стали публиковаться «Отчеты» директора военной академии (с 1833 года) .
В «Отчетах» показывалось, каких успехов в обучении слушателей достигла академии и какие задачи ей приходилось решать в истекшем году.
В частности, в отчете за 1836 год сказано: «При составлении сего четвертого отчета о действиях Императорской военной академии, я имел целью, как и в прежних отчетах, представить Совету критический разбор всех преподаваемых курсов, беспристрастно рассказать о достоинствах преподающих и показать возросшие успехи в образовании офицеров для службы генерального штаба...»{95} В целях улучшения качества преподавательского состава предпринималось ряд мер в этой области.
Если до 1836 года преподаватели в военно-учебные заведения принимались без ученых аттестатов и без конкурсных экзаменов, а лишь по личному повелению директора, то определенный порядок в этот вопрос был внесен «Положением о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства», принятым 27 мая 1836 года.
Затем представилась возможность принимать в военно-учебные заведения по конкурсу.
В связи с этим в 1853 году было принято «Положение об испытании желающих поступить в военно-учебные заведения».
[67] Основные положения этого документа.
выражены в следующих статьях: «§1.
Поступить преподавателем в военно-учебное заведение можно не иначе, как с одобрения ученого комитета.
§2.
Ученый комитет одобряет к преподаванию в военно-учебных заведениях: 1) или без всякого испытания; 2) или на основании одной пробной лекции без экзамена; 3) или на основании экзамена и пробной лекции.
§3.
Экзамену подвергаются только те из желающих поступить преподавателями в военно-учебные заведения, которые не имеют требуемого сим Положением аттестатов, ни других документов своих познаний.
Экзамен проводится им с той целью, чтобы удостовериться, имеют ли они необходимые для успешного преподавания познания не только в той науке, которую преподавать желают, но и в науках, к ней прикосновенных, насколько этого требует общая связь наук.
§4.
Пробной лекции подвергаются все вообще желающие преподавать в военно-учебных заведениях, даже и имеющие...
аттестаты, за исключением одних только академиков, профессоров и адъюнктов высших учебных заведений и известных ученых.

[Back]