Проверяемый текст
Каменев А.И., История подготовки офицерских кадров в России. - М.: ВПА им. Ленина, 1990
[стр. 96]

воспитание кадет было довольно суровым.
Несколько смягчено оно было после назначения Главным начальником военно-учебных заведений в 1849 г.
наследника российского престола цесаревича Александра Николаевича, сменившего на этом посту великого князя Михаила Павловича, который управлял этим ведомством в течение 18 лет.
Наследник престола выразил желание, чтобы в военно-учебных заведениях воспитание будущих офицеров строилось на более гуманных началах, ставящих на первый план воспитание личности воспитанника.
В 1835 г.
при кадетских корпусах были учреждены «Воспитательные комитеты» из числа корпусных офицеров и старших учителей.
Цель учреждения этих комитетов, как она указывалась в приказе, заключалась в том, чтобы «единодушным действием всех без исключения лиц, коим доверено воспитание, как физическое, так и нравственное и умственное, стремиться достичь возможно лучшего результата и цельности воспитания»'.
Собираясь не менее одного раза в месяц, воспитательные комитеты
решали вопросы, как относительно мер награждения наиболее отличившихся кадет, так и относительно наложения взысканий на провинившихся.
Также на эти комитеты была возложена обязанность следить за правильностью применения мер дисциплинарного воздействия, для чего ротные командиры были обязаны представлять в комитет все аттестационные тетради кадет^.
Наиболее полно целевое назначение
подготовки будущих офицеров было выражено в «Наставлении для образования воспитанников военноучебных заведений», высочайше утвержденного императором Николаем I 24 декабря 1848 г.
Там говорилось: 1.
Цель воспитания кадета обозначена ясно, отчетливо, в высшей степени религиозно-нравственно и
патриотично.
2.
Военно-учебным заведениям поставлено в обязанность
готовить ни 96 ' Геленковский П.А.
Воспитание юношества в прошлом.
Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856 гг.).
Изд.
2-е.
СПб., 1904.
С.
113.
^ РГВИА, ф .725,0 П .4 9 , д.43, л.87.
[стр. 7]

военно-учебных заведениях воспитание строилось на более гуманных началах, ставящих на первый план воспитание личности воспитанника.
Несколько ранее (1835 г.) при корпусах были учреждены «Воспитательные комитеты» из числа корпусных офицеров и старших учителей (наставников-наблюдателей) .
Цель учреждения этих «Комитетов», как она указывалась в приказе, заключалась в том, чтобы «единодушным действием всех без исключения лиц, коим доверено воспитание, как физическое, так и нравственное и умственное, стремиться достичь возможно лучшего результата и цельности воспитания»{101}.
Собираясь не менее одного раза в месяц, воспитательные комитеты
должны были сообща решать вопросы как относительно мер награждения наиболее отличившихся кадет, так и относительно наложения взыскания на провинившихся.
На эти комитеты была возложена обязанность следить за правильностью применения мер дисциплинарного воздействия, для чего ротные командиры
обязаны были представлять в комитет все аттестационные тетради кадет.
Наиболее полно целевое назначение
образования кадетов [71] выражено в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений», Высочайше утвержденного 24 декабря 1848 года{102}.
Оценивая работу, проделанную Я.И.
Ростовцевым (1803-1860) , «Совет о военно-учебных заведениях», указывал: «1.Цель воспитания кадета...
обозначена ясно, отчетливо, в высшей степени религиозно-нравственно и
патриотически.
2.
Преподавание наук, прямо отвечающих военному назначению воспитанников, указано как цель; прочих же, общих, как необходимое средство.
3.
Военно-учебным заведениям поставлено в обязанность
приготовлять ни чисто ученого, ни собственно светского человека, а честного и образованного члена семейства и государства, верного подданного и офицера постигающего сознательно прямые обязанности будущего своего назначения.
4.
Основа всего воспитания и учения укреплена на развитие нравственности и умственном, а не на труде одной памяти.
5.
Все преподавание проникнуто любовию к Вере, Государю, России, Закону и Долгу.
6.
Все науки освобождаются от схоластики, от утопических гипотез и предметов придаточных, вредящих и способными учащимся и направлению их воспитания.
7.
Учение, верное современному достоинству каждой науки, упрощается до возможности, весьма значительно противу прежнего сокращено и укладывается свободно в рамку кадетского курса.
Совет опасается только одного, что не легко отыскать ученых по каждой науке, которые были бы в состоянии осуществить, в скором времени, все новые и высокие мысли в сих инструкциях изложенные; но если бы это замедлилось, то инструкции сии, тотчас же по их утверждении, принесут уже неисчислимую [72] пользу; они покажут: каждому преподавателю — как учить; каждому инспектору классов — чего от каждого преподавателя требовать; каждому директору и вообще каждому начальнику...
— как повторять объем, дух, направление и методу преподавания каждого преподавателя и в каждом военно-учебном заведении»{103}.
«Христианин; верноподданный; русский; добрый сын; надежный товарищ; скромный и образованный юноша; исполнительный, терпеливый и расторопный офицер — вот качества, с которыми воспитанник военноучебных заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорских армий, с чистым желанием отплатить Государю за его благодеяния честною службою, честною жизнию и честного смертию» — так характеризовал, идеальную цель образования кадет И.Я.
Ростовцев{104}.
Анализ этой цели приводит к заключению, что большое внимание уделялось созданию надежного фундамента в образовании кадет (христианство и верноподданничество) , развитию нравственных сил личности (скромность, порядочность) и исполнительских качеств.
Налицо и попытка сузить спектр образования офицера до минимума военных наук, некоторая непоследовательность в решении вопросов умственного развития и, прежде всего, самостоятельности и критичности мышления.
Думается, такой поворот был не случайным: это диктовалось классовыми соображениями, прежде всего желанием не допустить вольнодумства в офицерской среде.
Резонно и предположение о том, что революционно-демократические идеи стали беспокоить самодержавие.
Сказывались и последствия декабрьских событий 1825 года.
В этот период, в частности, получили развитие ряд педагогических идей В.Г.
Белинского (1811-1848) .
Он резко критиковал современную ему школу, считая, что учащиеся должны не [73] только усваивать определенную сумму знаний, но и приобретать цельное мировоззрение.
В этом отношении, считал он, нужно усовершенствовать умственное образование учащихся.

[Back]